На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоверсты

11 259 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    сам то читал что написал?Катализатор: удал...
  • Vitaly Arkhipov
    А может лучше пересмотреть правила, что бы не морочить головы водителям.Объезд припаркова...
  • Maxim
    Снять с консервации старенькие БРДМ, покрасить белым, полоску Росгвардии на борту, ехать тихонько в правой полосе, кт...В эти выходные ус...

«Грязь, пыль и мусор скапливались повсюду»: как в СССР боролись за чистоту улиц и какая техника в этом помогала

Какова была ситуация с коммунальной техникой для уборки улиц в СССР? Оказывается, в нашей стране уже производят немало «механических дворников» и «мойдодыров», порой весьма странной конструкции.

Гуляя по Москве, по ее чистым, ярким, сверкающим улицам, не каждый поверит, что так было не всегда. Кроме того, на сегодняшнее массовое сознание влияют утомительные популярные фильмы о советской эпохе.

Их много: «Модные», «Легенда 17», «Любовь Советского Союза»... Это не вопрос эстетики, а вопрос исторической реальности. В Советском Союзе повсюду скопилась грязь, пыль и мусор. Они непобедимы, как очередь в магазине.

При этом ни в одной стране мира чистота не возведена до уровня общественно-политического события. Субботники! Идите и объясните молодому человеку, что такого смешного в использовании Лениным дерева... В остальное время Советы смотрели на грязь стоически, если не философски. Его учили, что чистота – это не то, где убирают, а то, где не мусорят. (Это, кстати, завещал Антон Павлович Чехов.) Если не удалят, так пусть удалят. Отношение в обществе к людям, на которых мы рассчитываем в чистоте своего окружения, варьируется от пренебрежения к пренебрежению. Кому в детстве не говорили: «Если не будешь хорошо учиться, станешь дворником!»? Если вспомнить слова Булгакова: «Уборщики среди всех пролетариев — самая презренная мразь. Человеческая чистоплотность — низшая категория», то становится очень грустно.

Транспортно-уборочная машина неизвестной марки, оснащенная двигателем Ульяновского моторного завода УД-2 (2 цилиндра, 610 куб.см, 8 л.с.). Это фото сделано в Ленинграде в 1980-е годы.

Скажем честно, дворницкий хлеб не самый легкий и не самый вкусный. Даже в дореволюционной России уборку пытались механизировать. В декабре 1901 года Московское городское правительство одобрило закупку первого механического оборудования для уборки улиц — французской «подметальной машины» Салюс. Это четырехколесная тележка с 1000-литровым резервуаром для воды спереди для полива дорог и цилиндрической щеткой сзади с щетиной из пиассавы, или бразильского пальмового волокна. Щетки сметают грязь на поддон, откуда она попадает в бункер. У автомобиля нет двигателя, его тянут лошади, а механическое устройство приводится в движение за счет вращения колес.

Салюс «Снежный фургон» был назван в честь богини процветания, здоровья и чистоты. Механизм приводится в движение конной тягой.

В январе 1914 года журнал «Автомобиль» сообщил об опыте Московского городского правительства с пятью уличными поливочными баками «Даймлер» как о большом достижении в области городского управления. Однако эти машины не умеют убирать грязь и просто поднимают пыль.

При советской власти на горизонте была полномасштабная механизация. В 1926 году Московское министерство коммунального хозяйства (МХ) обратило внимание на станок, принадлежавший американской компании Kinney Manufacturing Co. Пикап Kinney имеет две дисковые щетки с каждой стороны и цилиндрическую щетку сзади. Она собирала сметенный метлой мусор и несла его в песочницу на конвейере. После заполнения содержимое было выброшено во встречный грузовик. Машина также имеет бак для воды емкостью 550 литров для полива очищенных улиц. Рабочая скорость транспортного средства составляет от 3 до 10 км/ч, транспортная скорость — 15 км/ч.

Московский оросительный поезд 1914 года состоял из 5 танков на шасси «Даймлера» мощностью 30 и 35 л.с и. На некоторых сбоку есть заглавные буквы: Московский Государственный Университет. Это означает «Правительство Москвы», а не «МГУ». Резервуар для воды Daimler DM 4a емкостью 3000 литров сфотографировали возле фонтана Витали, старейшего фонтана Москвы.

Конечно, даже покупка парка иномарок не гарантирует, что улицы столицы останутся чистыми. Особенно остро эта проблема стоит зимой.

30 декабря 1932 года «Подмосковные вечера» писали: «Снегопад – всегда сила природы, уборка улиц – всегда чрезвычайная ситуация». ! Кстати, столица в это время тоже оттаивала, как и в последнее время... Чтобы расчистить слежавшуюся корку льда и снега с Красной площади (23 000 квадратных метров), нужно было привлечь 500 человек! Мощный снегоочиститель, привезенный из Германии, вам пригодится! Но они лежат на складах, а ярославский завод задержал заказанные столицей девять пятитонных танков, посетовала «Вечерка».

Известие в газете «Moscow Evening Post» (17 февраля 1926 г.) о закупке американских подметальных машин у компании «Kinney Manufacturing Company» пришло из Бостона, штат Массачусетс.

В 1936 году был создан Московский городской трест по уборке улиц как самостоятельное учреждение, занимавшееся механизированной уборкой и благоустройством города. В октябре 1936 года газета еще раз пообещала жителям столицы от имени Московского союзного комитета коммунистической партии (большевиков) и товарища Хрущева механизировать уборочные работы. Московский производственный трест «Машина» собирался создать новый снегоуборочный механизм... Однако с 3 июля 1937 года председатель Московского собрания Николай Александрович Булганин организовывал в Петровском парке различные уборки. Судя по тому, что машины выставлены, вопросы о них остаются открытыми. Действительно, из 20 образцов 13 были отечественной разработки, в том числе заводов «Красный металлист» и «Машиностроитель». Из щедрости союзного правительства Моссовет получил беспрецедентные 9 миллионов рублей на полную механизацию уборки урожая (шасси ГАЗ-АА стоило на тот момент 5538 рублей).

Что имелось в распоряжении Московского городского треста по уборке улиц в 1937 году? 40 «разбрызгивателей», 25 «подметальных машин» и 10 стиральных машин вот и все! В десяти столичных областных коммунальных предприятиях даже этого нет.

Первую партию из 30 подметальных машин ПУ-7 на базе ГАЗ-АА изготовил в 1945 году Ремонтно-механический завод Управления благоустройства горисполкома Москвы. Строгий современный стиль стал настоящим украшением столицы.

К 1941 году количество машин, находящихся в распоряжении Треста, значительно увеличилось. На 5-тонном шасси ЯГ-6, нашей первой комбинированной дорожной машине КДМ-ки, установлено 59 сопел ПМ-4. Они работают круглый год, что, безусловно, имеет финансовый смысл. Аналогичная машина (ПММ-37) была построена в Ленинграде. Кроме того, «Московский трест» владеет 180 подметальными машинами ПУ-5, оснащенными полуприцепными шасси ГАЗ-АА (разработка «Красного Металлиста»). Половину из них законсервировали на зиму, а другую половину продолжали гнать на мороз, хоть и насильно.

В 1951 году Шестой Московский авторемонтный завод построил пять подметальных машин ПЛ-3 с 24-сильными двигателями и другие детали и узлы трактора «Универсал-1».

Эту табличку помнит каждый: 17 июля 1944 года по Москве везли пленных немцев, за ними следовали поливочные машины ПМ-4 и подметальные машины ПУ-5. Пусть в столице не останется и следа врага!

Машина ПТ-4 построена на базе мотоблока СОТ и оснащена 1-цилиндровым двигателем мощностью 3 л и. Он был назван в честь машиностроительного завода. Дзержинского из города Молотова (ныне Пермь). Машина оснащена щетками для плуга или очистительным оборудованием.

Общими недостатками всех специализированных машин являются перегруженность шасси, большие габариты, низкая скорость работы и высокие эксплуатационные расходы. Более того, создание новых общественных машин в столицах общественной кухни сталкивается с теми же проблемами, что и в просвещенных столицах.

Серии комбайнов разработки ОКБ УБМ (слева направо): Т-3, Т-1 и Т-2 на базе ГАЗ-69.

О более мелких городах говорить не стоит, хотя такие города, как Ленинград, Новосибирск и Харьков, пытаются конкурировать с Москвой по уровню благоустройства. Лидерство в этой сфере напрямую зависит от городских бюджетов. При этом, как ни парадоксально, последнее, что волнует власть, — это чистота под ногами. Во-первых, грязные улицы означают рост аварий и травм, а также нарушение городского движения.

ТУМ-57 и кузов мусоровоза проходят зимнюю уборку на Крещатике.

При этом площади, требующие механизированной уборки, растут такими же темпами, как и новые площади в столице. 1937 г. – 840 000 кв м2, 1940 г. — 6,4 млн м2, 1952 г. — 14 млн м2, 1957 г. — 18 млн м2, 1966 г. — 43 млн м2, 1973 г. — 50 млн м2 I…

ТУМ-975, 9-й квартал Черемушек, август 1963 года. Фотография: Д. Козлов/Главарчив.

После войны впервые задумалась о механизированной уборке тротуаров и дворов. Крупногабаритное оборудование для этого не подходит. Кажется, именно здесь в игру вступает инженерное мышление! Однако конструкторы столкнулись с отсутствием маломощного шасси. Для подметальной машины (поддон - это место встречи дороги с тротуаром) ПЛ-3 пришлось использовать узлы и агрегаты древнего трактора "Универсал-1", а для более компактной тротуарной машины ПТ-4 пришлось садовая с одноосной техникой - садовый трактор (мотоблок) на базе СОТ. Поскольку для получения трактора нужно было ходить по сельхозугодьям (на Западе толкающие тракторы называли мотоблоками), конструкторское бюро Управления благоустройства в Москве (УБМ) установило на ПТ-4 трактор для операторской тележки-платформы, похожий на современный ховерборд. Обе машины были бы великолепны в качестве реквизита для дизельпанк-фильма, но они не выполнили свою основную задачу и поэтому остались на стадии прототипа.

ТУМ-975 выпуска 1975 года был отреставрирован заводом СВАРЗ в 2022 году для использования Московским городским музеем транспорта. С 1957 по 1980 год всего было построено около 750 «тумов».

Но в декабре 1958 года москвичи и гости из столицы с большим интересом наблюдали за машиной для чистки тротуаров Т-1. Завод экспериментального машиностроения УБМ изготовил партию из 35 таких машин. Внешне Т-1 выглядит как сильно уменьшенный УАЗовский «хлеб», но при ближайшем рассмотрении оригинальность их конструкции поражает воображение. Машина состоит из двух модулей: одноосного тракторного модуля, справа от которого находится оператор (возле убираемой обочины), слева от него силовой агрегат М-72, и рабочего, также одноосного, вмещающего чистящее оборудование. В модификации Т-1 З (зимняя) задний модуль несет цилиндрическую щетку, ведро для песка и разбрасыватель песка, в модификации Т-1 Л (летняя) - щетку и ковш для сбора мусора. Эти модули жестко связаны друг с другом. Колеса переднего модуля ведущие и колеса заднего модуля ведущие. В одном варианте задние колеса совпадают с передними, в другом — ближе друг к другу, в зависимости от особенностей того или иного устройства. Кроме того, для машины разработаны кабели для различных аксессуаров.

Т-30, разработанный ОКБ УБМ (1965 г.), мог бы конкурировать если не с «Унимогом», то с «Мультиавтомобилем».

Обратите внимание: Самый дешевый, новый автомобиль марки Toyota. Какая она?.

Двигатель – ЗАЗ-966, 27 л и. Трактор сопровождает состав навесного оборудования и прицепов, в том числе самосвал грузоподъемностью 1 тонна и топливный бак емкостью 1000 литров. Московский авторемонтный завод №4 выпустил 30 таких автомобилей.

К сожалению, в отличие от изобретателя садового трактора, автор Т-1 не получил национальной премии. Однако это не ослабило их энтузиазма, поскольку собственный завод экспериментального оборудования UBM усердно работал над воплощением в жизнь самых необычных проектов.

Т-30 вызвал настоящий ажиотаж среди коммунальщиков. Он стал «изюминкой» грандиозной выставки «Интербытмаш-68». Фотография: В. Будан/Главарчив.

Вслед за Т-1 на базе мотороллера ТГ-200 создали Т-2 — очень маленький и построенный вокруг рабочего места оператора. В 1957 году Литейно-механический завод «Ленжилуправления» начал серийное производство ТУМ-57 — на этот раз аббревиатура расшифровывалась как «Транспортно-комбайн». Перечень прицепов и навесного оборудования не ограничивается уборочной техникой. Кроме того, благодаря 6-сильному двигателю имени Ленинградского завода. ТУМ-57 имени Карла Либкнехта развивал скорость до 18 км/ч. Поэтому главный конструктор ЛМЗ Рем Николаевич Уланов счел необходимым создать на заводе курсы вождения ТУМ-57. Место осмотра нашлось возле Ленинградского драматического театра (Александровского театра) имени А.С. Пушкина. Великий Николай Константинович Черкасов перед спектаклем любил наблюдать, как петербургские уборщики сдают «манжеточный» экзамен по вождению. Однажды сам актер летал на ТУМ-57. Долговязые «Иван Грозный» и «Паганель» очень смешно смотрелись в маленькой машине. Позже производство «манжеток» было налажено и на Втором авторемонтном заводе Мосгорисполкома.

Шведская подметальная машина Åsbrinks Verro с двигателем «Москвич-412» также произвела фурор, появившись на улицах Москвы. Однако проект не получил развития. Третий — швейцарский «Мусорщик» Рапид 12 («Подмосковные вечера», 1977г.).

В 1963 году появился ТУМ-975 «Труженик», вобравший в себя наработки предыдущих разработок ОКБ УБМ. ТУМ-975 был запущен в производство на Хунпутском заводе МПС. Эта технология очень полезна для железнодорожников. Если гражданин поскользнется на плохо убранной улице, это может привести к травме, а если он поскользнется на платформе и окажется под поездом, это уже ЧП. МПС — строгое ведомство, в военном режиме, порядок соблюдается неукоснительно. Диапазон скоростей от 0,4 до 20 км/ч, высокая маневренность, тяговитый двигатель (модернизированный с «Москвич-407» до 26 л.с.), просторная отапливаемая кабина и хорошая обзорность – ТУМС можно встретить на вокзалах и привокзальных площадях по всей территории страны страны, от Калининграда до Владивостока.

УАЗ-469Б, оснащенный плужно-щеточным оборудованием, будет эксплуатироваться на московских верфях. Но дефицитные вездеходы Минавтопром не выделяет.

В Советском Союзе люди создавали бесчисленное множество видов городской техники, порой весьма творчески. И все же - и здесь коммунальщики не дадут вам соврать - щетки почему-то отказывались чистить, пылесосы не собирали пыль, а лишь рассеивали ее, скребки скалывали лед, нервно ревели двигатели , и гидравлика имела течь. Внутренние дворики и подъездные пути все еще начищены дворниками. Весь научный истеблишмент недоумевает, почему это происходит. Почему то, что работает для них, не работает для нас? Этот вопрос риторический. Уровень производства низок, промышленность во многих областях отстала, средств недостаточно. Не в силах преодолеть эти пороки, клиенты все чаще обращают внимание на Запад. Начались международные выставки. Первым был Интербытмаш-68 в парке «Сокольники» в мае 1968 года, поражавший своими масштабами. 20 стран, 1000 компаний, 50 000 экспонатов! А тут еще Интербытмаш-76, Интербытмаш-85... Улицы чище не становятся!

Семья дворника Ивана Романовича Поликарпова возле его самодельной машины для уборки тротуаров «Броневик», 1984 год.

дворник Иван Романович Поликарпов работает возле вокзала м. «Сокол», в 1976 году построил «Бронеавтомобиль» — самодельную машину для чистки тротуаров. О ней даже писали в журналах «Комсомольская правда» и «Изобретатели и новаторы». В 1982 году дворник получил авторское свидетельство на номер 954538 «Бронеавтомобиль». Эта машина стала настоящим кормильцем для большой семьи Поликарпова с ежемесячным доходом зимой до 420 рублей (дворнику платили сдельно, по 70 рублей за штуку).

В музее МАДИ хранится действующая модель универсального комбайна с бортовым редуктором (6х6), спроектированная Р. Н. Улановым и Ю в 1997 году.

В 1970-е годы для уборки улиц и дворов все чаще стал использоваться универсальный полноприводный трактор Т-40АП производства Липецкого тракторного завода. Созданный на этой базе многоцелевой автомобиль Ко-705 Б отличается простотой и невысокой стоимостью, что является важным фактором в условиях растущей городской экономики. Что ж, в 1979 году Моссовет на сэкономленные деньги (шутка) купил 100 западногерманских Unimog U406 с комплектами аксессуаров Schmidt. С приближением Олимпийских игр 1980 года желание продемонстрировать «городской шик» было понятным и даже оправданным. Так в круги коммунальщиков столицы вошло новое слово: «Унимог».

Универсальная тягач-машина (УТВ) СЭВАР-3902 разработана Московским опытно-конструкторским бюро «СЭВАР». Машина оснащена тракторным дизелем Д-144 мощностью 60 лошадиных сил и. Грузоподъемностью 2,5 тонны Зубзовский ремонтно-механический завод приступил к производству практически в 2000 году.

История нашего «Унимога» может принять неожиданный поворот. В 1981 году, накануне XXVI съезда КПСС, «Вечерка» опубликовала предложения некоего наблюдателя Лурье, включив их в «Основные принципы экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и 1990» «Режиссура». Пункт: «Разработать и произвести новую работоспособную, высокопроизводительную технику для уборки городских улиц и дворов, освобождающую уборщиков от ручного труда. Видимо, смотритель устал повторять каждому входящему: «Вытрите ноги!» 2 марта 1981 года «Основные направления» были приняты Конгрессом (конечно, единогласно)… без каких-либо предложений со стороны Ночного Дозора.

Самоходное шасси МШ-02, также известное как ГАЗ-8017, 1996 г. Главный конструктор Владимир Владимирович Питиримов, один из создателей вездехода «Водник». МШ-02 оснащен дизельным двигателем Lombardini LDW 2004 г мощностью 48 л.с и. Грузоподъемность 1,5 тонны. Арзамасский машиностроительный завод еще не запустил производство.

Настойчивости немцев можно только позавидовать, навязанная ими техника была отнюдь не дешевой. Кроме того, универсальность (а также сложность и дороговизна) Унимога оправдала себя в немецких интерьерах, где, как говорится, один такой агрегат во всем регионе был на Швейцарце, Жнеце и Трубочнике. В крупных немецких городах для уборки используются более простые машины на базе обычных грузовиков.

ЭМКА — попытка тольяттинской компании Caesar Engineering создать универсальный внедорожник. Разумеется, на вазовском устройстве. 2002 г

23 ноября 1991 года президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин возглавил Daimler-Benz AG во время своего первого официального визита в Германию Эдзарт Ройтер заявил, что России необходимо 100 тысяч (!) унимогов в год. Даже несмотря на то, что завод в Гаггенау производит всего 7000 автомобилей в год! Неизвестно, кто шептал Ельцину, но перед визитом Ельцина в Германию, 5 ноября 1991 года, Президент издал Указ № 170 «Об организации производства сельскохозяйственных (фермерских) машин и сельскохозяйственной техники в Российской Федерации».

Unimog U900 с оборудованием Schmidt на выставке Спецавтотранс-84 на Красново Пресне, Москва, 19-28 октября 1984 года.

Согласно постановлению, создана компания "Юниросс", в состав которой вошли 12 производственных, технологических и внешнеторговых предприятий, а также организации Государственной оборонно-промышленной комиссии и Министерства сельского хозяйства. Департаменту транспортных средств не разрешили вмешаться. Основной производственной площадкой был выбран... Воронежский завод упаковочного оборудования. Конечно, немецкие банки готовятся финансировать совместное предприятие.

Липецкий завод малых коммунальных машин (ЛЗМКМ) – сравнительно молодое предприятие, основанное в 1994 году на базе ОАО «УАЗ-Автотехцентр». Выпускает многофункциональные уборочные машины МКМ-1903 и МКМ-1904 «Чистик» — прямые аналоги «унимогов» и «мультавтомобилей».

В 1996 году, когда об этом проекте забыли, Московская область была в восторге от министра управления внешнеэкономических связей Николая Ивановича Свестунова. Сейчас речь идет о заводе «Метровагонмаш», где в том же году планировали собрать первые 10 «Унимогов». К проекту также планируют привлечь Давидковский завод сельхозтехники в Орехово-Зуево. Наконец публике сообщили, сколько стоят эти самые «Унимог»: 140–160 тысяч немецких марок, что сопоставимо с легендарным «шестисотым» Mercedes-Benz W 140. Однако министр внешней торговли заверил, что мытищинский «Унимог» стоит всего 80 тысяч.

Вакуумный внедорожник ВКМ-2020 — это Bucher CityCat калужской сборки. Нечто подобное освоили несколько компаний, ранее не связанных с самоходной техникой. Например, Саратовский «Элеватормельмаш» или завод с таким названием. Калинина в Екатеринбурге.

Однако какая техника нужна для уборки города – универсальная или специализированная? Проблема не так проста, как кажется. Холдинг «Меркатор» смог частично решить эту проблему и в июне 2016 года начал производить в Калуге различные коммунальные автомобили по лицензии швейцарской компании Bucher Industries AG. Калужские технологии наконец-то делают столицу чистой.

Запущенный 18 марта 2023 года робот-пылесос Pixel от Avtonomika обещает оставить профессию уборщика в прошлом.

источник

Автомобильное оборудование Изобретения СССР Советские автомобили История Двигатели Хочу знать все Ретро автомобили Редкие 60-е Спецтехника Спецтехника Запчасти Грузовики Модификации 70-х 80-е Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: «Грязь, пыль и мусор скапливались повсюду»: как в СССР боролись за чистоту улиц и какая техника в этом помогала.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх