Трагедия в Оренбургской области в очередной раз заставляет задуматься о том, сколько опасностей еще несет с собой обычное, казалось бы, путешествие на автомобиле. Когда заходит речь об особенностях зимнего вождения, обычно поднимаются вопросы, связанные с активной безопасностью, увеличением тормозного пути, потерей управляемости и прочие.
И даже когда касаются особенностей подготовки к зимнему путешествию, почему-то больше делается акцент на способы выживания в кризисной ситуации, а вовсе не на то, как ее избежать.Дальнее путешествие по России зимой – занятие опасное, но интересное. Красоты зимней природы завораживают. Но очень уж непринужденно легкий экстрим переходит в полное… фиаско. Причин множество, короткий световой день, плохая видимость, скользкая дорога, метели и бураны, выход из строя машины из-за низкой температуры и плохих дорожных условий... В придачу еще плохой старт зимой после длительной остановки, а для дизельных моторов еще одна страшилка – замерзающее топливо.
Большинство современных водителей привыкли к тому, что машина практически не нуждается в обслуживании между ТО и редко подводит, и не способны решить случайно возникшие проблемы. Люди верят в то, что в случае аварии их спасет МЧС, милиция или другие экстренные службы. На деле же в сложной ситуации почти всегда водитель остается один на один с техникой и стихией и рассчитывать может только на себя, свои способности и возможности коммуникации. Как увеличить свои шансы в сложной ситуации и вообще в нее не попасть?

Самый лучший способ избежать проблем – просто не выезжать на машине из города.
Тут работает общественный транспорт, на помощь всегда придет ГИБДД и эвакуатор, многочисленные автосервисы, шиномонтаж и другие полезные организации. И если год за годом вы заезжаете в «шинку» только для смены колес, а в сервис только на ТО, это не значит, что ничего не произойдет.Современная машина намного сложнее дедовских Жигулей, и в большинстве случаев ее не починить с помощью проволоки, изоленты и простого инструмента. Конечно, солидная часть неисправностей не лишает машину способности передвигаться, но бывает, что требуется эвакуатор и квалифицированный сервис с необходимым оборудованием. Например, если дело касается одного из датчиков или блока управления.
Любая поездка в места, где плохо работает сотовая связь, где нет уютных АЗС на каждом углу и других привычных для городского водителя вещей – это совершенно другая среда, враждебная к человеку и технике, не дающая права на ошибку.
Как собраться в дорогу
В теории подвести в дороге могут собственно сама дорога, машина и люди.
Человеческим фактором многие пренебрегают, а на самом деле это очень важно. Помимо хорошего состояния водителя, наличия минимума лекарств и изрядного запаса бодрости, важна спокойная и не конфликтная компания, понимающая всю степень своей ответственности за исход поездки. Если в салоне хоть один человек постоянно старается привлечь к себе внимание и отвлекает водителя, создает нервозную обстановку, то это сильно увеличивает шансы на ошибку рулевого и повышает его утомляемость. Спокойная обстановка в салоне, помощь в сложных ситуациях очень важна именно в такой ситуации.
Крайне важно, чтобы уровень доверия водителю был максимальным, а тенденция к панике при малейшем отклонении ситуации от нормальной сводилась к нулю. Пьяные, неадекватные, нервные, больные пассажиры – все они плохие попутчики.
Проще всего с машиной. Проверить техническое состояние, уровень масла, антифриза, исправность приборов (особенно датчика уровня топлива), отсутствие утечек, работу «печки», наличие исправной запаски, насоса, домкрата и «секретки» в теории может сам водитель. Если же нет, то любой автосервис легко возьмется за эту работу.

Гарантии нет, но большая часть неисправностей современных машин не возникает неожиданно, а развивается в течение длительного времени, давая водителю шанс предотвратить полный отказ. Если есть сомнения, то лучше всего взять с собой в дорогу немного моторного и трансмиссионного масла и антифриза – они в любом случае не помешают и не займут много места.
Чуть больше займет канистра с топливом «на всякий случай». Ну и простейший набор инструментов тоже позволит избежать обидной ситуации, когда вроде понятно, что сломалось, и исправить можно, но инструмента нет. Самая тяжелая ошибка водителя – это поездка на не вполне исправной машине, да еще и без «подстраховки». В остальных случаях есть хорошие шансы избежать проблем с техникой.

А вот с дорогами точно ничего нельзя сделать, и они же преподносят наиболее неприятные сюрпризы. К счастью, можно заранее узнать об их состоянии, о движении, о расположении АЗС и выбрать время поездки, чтобы пройти наиболее сложные участки заранее. А еще запастись картами – не только электронными, но и бумажными, на всякий случай. Ну еще прогноз погоды будет очень кстати, телефоны местных служб спасения, сим-карта с бесплатным роумингом и интернетом для работы с картографией в навигаторе. Будет отлично, если вы найдете еще одну машину, следующую той же дорогой, и договоритесь держаться вместе.
Лишним не будет
Для любой ситуации стоит взять с собой теплые вещи по погоде на всех пассажиров, обязательно – запас еды и питья, да и просто пару ватных одеял. Еще очень неплохо бы иметь запасной «просто телефон», батарея в котором не сядет через день-другой, и зарядное устройство на 12 вольт. Часто я вижу рекомендации брать с собой газовые горелки и дрова, но это кажется совершенно излишним. Этими средствами не прогреть салон машины, если она остановилась – основным оружием в борьбе с холодом должно быть утепление людей и запас прочности самой машины и ее систем.

Нет смысла в том, чтобы утеплять двери и окна машины – железная коробка мало приспособлена для сохранения тепла. Все эти меры подойдут только пока внутри есть хороший его источник, это поможет повысить температуру до комфортной при слабой системе отопления.
Очень важно иметь надежду на то, что помощь придет, а значит, работающую связь и данные о своем местоположении. Кстати, система ЭРА-ГЛОНАСС очень выигрышно смотрится именно в такой ситуации. Когда происходит ДТП и помощь нужна срочно, нет проблем с дозвоном до нужных служб спасения, не нужно заботиться о роуминге и прочих телефонных проблемах. Даже если пострадавшие без сознания и никто не заметил аварии.
Свежие комментарии