Вторая глава, рассказывающая о дальнейшем развитии системы общественного транспорта, в которой не последнюю роль играла эксплуатация немецких низкопольных автобусов. За период с 2010 по 2019 год система автобусных перевозок умудрилась преодолеть путь от своего расцвета до полного краха.

В предыдущих частях "Невероятных приключений немцев во Владимире" в разделе "2010-е" я неоднократно упоминал низкопольные немецкие автобусы и их роль в стремительном развитии качества пассажирских перевозок города.
В этой же статье пришло время подробно рассказать о том, как Владимир стал городом с одной из лучших систем наземного общественного транспорта к середине десятых годов; а также о том, как эта самая система буквально за несколько лет лишилась своего статуса и оказалась на пороге серьезного кризиса. Но сперва, по традиции, несколько галерей с фотографиями десятых годов, посвященных автобусной тематике.Ниже изображены снимки Сергея Шишкова за 2010 и 2011 годы.












Также хотел бы продемонстрировать крайне атмосферные зимние фотографии Андрея Алтухова, сделанные во второй половине 10-х годов. Их я взял из альбома группы "Подслушано во Владимире".






А это уже мои фотографии, сделанные в 2018 году. Уже тогда в объектив моего фотоаппарата периодически попадали городские автобусы. Если бы я знал, что к 2019 году автобусы БигАвтоТранс пропадут с маршрутов Владимира, возможно снимал бы их почаще.








Итак, 2010-е годы в сфере общественного транспорта охарактеризовались массовым появлением низкопольных автобусов на маршрутах Владимира. И когда я говорю массовым, то имею ввиду появление более ста подобных автобусов буквально за несколько лет. Даже у самых мелких перевозчиков к 2013 году было по меньшей мере несколько низкополов MAN и Mercedes-Benz.
Но, разумеется, большая часть низкопольных автобусов принадлежала БигАвтоТранс. К десятым годам в этой компании наладили схему по ввозу немецких автобусов в Россию настолько, что за год могло приходить по несколько десятков низкопольных немцев. И это в период, когда во Владимире уже было достаточное количество автобусов на маршрутах и регулярное обновление подвижного состава больше не являлось приоритетной задачей.
В течение всего периода 2010-х годов немецкие низкополы оставались основной единицей подвижного состава. И это при том, что имелся целый факторов, из-за которых низкопольные немецкие автобусы могли полностью исчезнуть с улиц Владимира. Вот несколько из них:
- в 2013 году ввозить автобусы из-за границы стало практически невозможно;
- в то же время начали появляться заявления о том, что немецкие автобусы на маршрутах Владимира слишком старые и ко всему прочему неэкологичные, а значит их нужно убрать с улиц города;
- в 2015 году БигАвтоТранс лишили львиной доли ее маршрутов, отдав их компании АДМ, подвижный состав которой состоял из новых отечественных автобусов Volgabus-5270.G2;
Но "немцы" с маршрутов так и не ушли. Несмотря на сокращение поголовья этих автобусов в середине десятых, позже их количество только увеличивалось. Более того, на дорогах Владимира впервые за долгие годы появились сочлененные низкопольные автобусы МАН и Мерседес.
Ниже я расскажу обо всех низкопольных стандартных автобусах, работающих во Владимире в период десятых годов и, разумеется, сопровожу свой рассказ обильным количеством фотографий с сайта fotobus.msk.ru.
Ну что же, приступим.

Владтранском
В десятые годы перевозчик Владтранском смог заглянуть лишь мельком, ведь уже 1 сентября 2011 года все активы предприятия перешли БигАвтоТранс. Тем не менее, за столь короткий промежуток времени ВТК умудрился обжиться несколькими обновками в лице низкопольных автобусов Mercedes-Benz O 405N2. Но для начала пару слов о прежнем подвижном составе.
Mercedes-Benz O 405N
В прошлой главе я рассказывал о том, что Владтранском владела двумя низкопольными Мерседесами из Берлина. Увы, белый O 405N уже в 2008 году был продан в Саратов, где проработал до 2014-го. Так что у ВТК остался лишь один "берлинец" в родном бежевом окрасе.

На фото ниже представлена весьма интересная картина. Именно таким образом перевозчики, эксплуатирующие немецкие автобусы, завозили их в Российскую Федерацию. С автобусов снимались передний и задний мост и в некоторых случаях двигатель с коробкой передач. После этого их грузили на трейлер и везли на территорию нашей необъятной. В гараже у перевозчика автобус собирали и выпускали на маршруты. Зачем такая сложная схема ввоза? А все просто, таким образом автобусы можно было растаможивать не как транспортное средство, а как запчасти, которые облагались совсем небольшой таможенной пошлиной.
Конкретно экземпляр с фотографии представляет собой Mercedes-Benz O 405N мюнхенской модификации. Его привезли в гараж Владтранском, собрали, поставили на учет и сразу же продали в Саратов. На маршрутах Владимира данный автобус никогда не работал.

Mercedes-Benz O 405N2
В 2011 году Владтранском ввезла три низкопольных Мерседеса более поздней модификации N2. Все три экземпляра были достаточно необычными, на фоне остальных "немцев", работающих на маршрутах города.
В феврале на маршруте №21 появился белый O 405N2 с необычным рисунком на бортах. На нем был изображен какой-то немецкий городок. Больше автобусов с подобной аэрографией во Владимире не было.

Второй автобус вышел на линию в июне 2011 года и отличался наличием люка на крышке моторного отсека. Изначально автобус работал в Люксембурге. В 2005 году он был передан в немецкий город Киль, а уже оттуда попал во Владимир.


Третий автобус прибыл в сентябре 2011 года, т.е. уже в момент закрытия Владтранском. Это был бы самый обычный автобус из Мёнхенгладбаха, подобный тем, что уже работали во Владимире, если бы не тот факт, что работал он на ночных маршрутах. Автобус был обклеен в пленку с надписями Nachtbus и имел весьма необычный внешний вид. Когда автобус перешел БигАвтоТранс, пленку ободрали.

БигАвтоТранс
Владимирская система общественного транспорта в десятые годы и имя Автандила Арешовича Биганова неразрывно связаны друг с другом. Еще бы, ведь именно с его компанией ассоциируют расцвет пассажирских перевозок в городе. По большей части это справедливо, хотя, лично на мой взгляд, по-настоящему качественный скачок в сфере общественного транспорта случился в нулевые годы. Тем не менее в БигАвтоТранс смогли не только сохранить все то, что было достигнуто ранее, но и преумножить эти достижения. Прежде всего это стало заметно в повышении качества обслуживания. Уже к началу 2010-х годов организация пассажирских перевозок при БАТ имела крайне высокий уровень. А в дальнейшем она только росла.
Еще одним важным столпом стали, собственно, низкопольные автобусы. Если в нулевые годы сам факт выхода немецких низкополов на маршруты казался чем-то из ряда вон выходящим, то в десятые годы к этим автобусам появились определенные требования. Кроме основных критериев, вроде соблюдения расписания и отсутствия давки в салоне, жители города хотели видеть подвижный состав чистым и ухоженным. Ко всему прочему значительно снизилась лояльность к сходам автобусов с маршрута. А это означало, что требовался особый подход к техническому обслуживанию машин.
И в БигАвтоТранс имелось все, чтобы соответствовать вышеупомянутым требованиям. Была создана ремонтная база, заточенная под обслуживание немецких автобусов MAN и Mercedes-Benz. В ней, кроме огромной ремзоны, находилась покрасочная мастерская, через которую, начиная с 2012 года, проходили абсолютно все свежеприбывшие немецкие автобусы из Европы. Также там освежали вид подвижного состава, который уже работал в компании.
Ну и так как мы тут в первую очередь говорим о самих автобусах, то стоит отметить, что подвижный состав изменился исключительно в лучшую сторону. О нем во всех подробностях я и расскажу ниже.
Mercedes-Benz O 405N
В прошлой главе я уже рассказывал о появлении Мерседесов из Гамбурга. В 2010 году к ним присоединилось еще четыре машины.

Восемь автобусов цианового цвета, прибывших из Франкфурта-на-Майне в конце 2010-го - начале 2011 года, стали последним крупным поступлением Mercedes-Benz O 405N, дальше эти автобусы появлялись лишь штучно. Сами по себе они отличались от остальных O 405N наличием третьей двери, а также выпирающим задним бампером, как у автобусов из Магдебурга. Работали они исключительно на маршруте №7С.


Единственный оставшийся O 405N перевозчика Владтранском перешел в БигАвтоТранс, проработав там до осени 2015 года.

В марте 2011 года пришел один O 405N 1993 года выпуска из Гессена. С момента прихода и до 2015 года автобус был закреплен на маршруте №27

Последним низкопольным Мерседесом ранней модификации стал O 405N с фотографии ниже. Он пришел в начале 2014 года. Его немецкое прошлое мне неизвестно. Перед тем как выпустить этот автобус на линию, в БигАвтоТранс его перекрасили в цвета, схожие со схемой окраски магдебургских машин.

На этом история появления Mercedes-Benz O 405N в БигАвтоТранс подошла к концу. Но не мой рассказ об этих автобусах. В БАТ с начала 10-х годов активно начали практиковать перекраску автобусов. И ниже я продемонстрирую все O 405N, которые были перекрашены в период работы у Биганова.






Циановые Мерседесы на маршруте №7С стали его визитной карточкой. Поэтому в БАТ приняли решение перекрасить все автобусы на этом маршруте в похожий цвет. Оттенок получился немного темнее, но тем не менее по окраске можно было безошибочно определить по какому маршруту едет автобус.




Три следующих автобуса были окрашены в так называемый бренд БигАвтоТранс. Эта схема окраски была позаимствована у немецкого перевозчика ÜSTRA Нannoversche Verkehrsbetriebe AG, но цвета использовались другие.






Mercedes-Benz O 405N2
В 2010-х годах именно модель O 405N2 стала одним из наиболее распространенных немецких автобусов на городских маршрутах БигАвтоТранс. Можно назвать много причин, почему отдавалось предпочтение именно этой модели, но проще дать ссылку на подробную статью о ней.
Первые низкопольные Мерседесы поздней модификации приходили еще в конце нулевых годов, но именно в десятых их появление на улицах города стало по-настоящему массовым. В течение 2010-2016 гг в БигАвтоТранс пришло более семидесяти таких автобусов. О большинстве из них я чуть подробнее расскажу ниже.
В 2010 году пришло четырнадцать подержанных Мерседесов из разных городов Германии. Наиболее интересными были автобусы перевозчика Rheinbahn AG из города Дюссельдорф, а также машины из Гамбурга. Один из гамбургских автобусов, ко всему прочему, еще и представлял собой позднюю модификацию 1999 года выпуска, а значит имел плюшки, присущие поздним O 405N2 в виде турбированного двигателя, новой приборной панели и сидениями в передней части салона, крепящимися к боковине кузова.














2011 год был примечателен тем, что за этот период пришло наибольшее количество автобусов Mercedes-Benz O 405N2: их насчитывалась 21 штука. Ни в прошлые, ни в последующие годы такого количества автобусов не приходило. И среди них хватало интересных экземпляров. Например, несколько автобусов из немецкого города Любек имели необычные средние двери с прислонно-сдвижным механизмом, створки которых были выше стандартных и открывались вплотную к кузову. Также стоит отметить два автобуса из Норвегии, ранее работавшие у перевозчика Norgesbuss Oslo AS. Они были в комплектации для стран с холодным климатом и имели такие отличительные особенности, как окна с двойным стеклопакетом, конвекторное отопление и климат-контроль в кабине водителя.





Все три Mercedes-Benz O 405N2 перевозчика Владтранском в сентябре 2011 года перешли во владение БигАвтоТранс. Автобусы продолжили работать на маршруте №21.



Большая часть низкопольных Мерседесов из обновления 2011 года ушла на маршруты №21, №24 и №25.











В 2012 году пришло еще девять Мерседесов. Среди них было три автобуса, ранее принадлежавшие перевозчику RVK из города Кёльн. До этого автобусы оттуда уже приходили во Владимир, но машины из новой партии были выпущены позже, в 1998 году. Также в это время пришло сразу три автобуса 1999 года выпуска. Таким образом, в БигАвтоТранс возраст подвижного состава постепенно сокращался до 13-14 лет. Конечно, молодыми эти автобусы никак не назовешь, но, если взглянуть на ситуацию из 2022 года, когда эти самые автобусы продолжают работать на маршрутах, теперь уже находясь в возрасте около двадцати пяти лет, то понимаешь, что десять лет назад они были в самом расцвете сил.
Помимо появления автобусов более поздних годов выпуска, 2012 год стал примечателен тем, что в компании начали перекрашивать машины, которые только-только вышли на маршруты. Первенцами стали два "норвежца", приобретенные в прошлом году. После перекрасили еще два Мерседеса, причем их покрасили еще до того, как они первый раз вышли на линию во Владимире.









Также в 2012 году БигАвтоТранс пригнали автобус из Германии, который на маршруты Владимира так и не вышел. Как выяснилось, этот автобус был приобретен для последующей продажи в город Пенза.

2013 год был скромен на появление новых O 405N2 на маршрутах по сравнению с предыдущими годами: их вышло лишь восемь штук. Именно с 2013 года все новые автобусы, приходящие в БигАвтоТранс, начали перекрашиваться перед тем, как выйти на линию.







В 2014 году было последнее крупное поступление как низкопольных Мерседесов, так и немецких автобусов в принципе. Связано это было в первую очередь с политическими причинами. С одной стороны, ввоз автобусов из-за границы в Россию, теми путями, которыми ввозила компания БигАвтоТранс, стал практически невозможен, а с другой стороны, администрация города Владимир решила разобраться со строптивым перевозчиком, который позволял себе диктовать условия работы на маршрутах. Именно с этого года начался постепенный закат автобусной "империи" БигАвтоТранс.
Если говорить о Мерседесах, то можно выделить их визуальное состояние в период 2014 года. Многие автобусы были свежепокрашены, причем в БАТ красили отнюдь не в один цвет, имелось цветовое разнообразие. Автобусы выходили из покрасочных цехов компании в желтой, красной, циановой, а также в комбинированной окраске.










В апреле 2014 года сделали любопытный снимок. На нем изображен грузовик, везущий на прицепе автобус из города Бонн, который в сентябре того же года выйдет на маршруты города Владимир.

К 2015 году автобусы из Европы компания БигАвтоТранс больше не привозила. Все новые автобусы, вышедшие на линию, были привезены ранее и ждали своего часа в гараже. Многие из них не дождались и были проданы в другие регионы, так никогда и не выйдя на владимирские маршруты. Более того, в 2015 году БАТ начала массово продавать автобусы, которые уже работали на линии. Так, летом 2015 года компания продала 12 своих автобусов в Ростов-на-Дону. Некоторые из этих автобусов не проработали во Владимире и года. Причиной тому стали конкурсы по автобусным маршрутам, итогами которых стало лишение БигАвтоТранс львиной доли ее маршрутов и передача их новому перевозчику АДМ.


Ниже изображены четыре автобуса, ранее принадлежавшие перевозчику Stadtwerke Bonn GmbH. Один из них окрашен в традиционный для бигановских автобусов из Бонна желтый цвет, а вот остальные имели три разных схемы окраски.




В 2016 году БигАвтоТранс выпустили на линию свой последний Mercedes-Benz O 405N2. Это был автобус, ранее работавший у немецкого перевозчика Stadtwerke Bonn GmbH. В БАТ его перекрасили, и если судить по схеме окраске, то скорее всего он предназначался городу Пенза, но по каким-то причинам его не продали и выпустили на маршрут №152 во Владимире.

На этом история приобретения автобусов Mercedes-Benz O 405N2 из Европы подошла к концу. Ниже я хотел бы продемонстрировать фотографии перекрашенных Мерседесов БигАвтоТранс, которые ранее работали в оригинальной схеме окраски.



Начиная с 2016 года компания БигАвтоТранс начала перекрашивать некоторые свои автобусы в фирменную ливрею, во многом позаимствованную у немецкого перевозчика из Ганновера.




На фотографиях ниже еще один вариант схемы окраски, в который часто перекрашивали автобусы компании БигАвтоТранс.



Если кратко охарактеризовать автобусы Mercedes-Benz O 405N2, работавшие на маршрутах БигАвтоТранс во Владимире, то получится что-то вроде слов "лучшая техника на маршрутах города за всю историю общественного транспорта Владимира". И действительно, автобусы славились своей надежностью, а также высоким уровнем комфорта как для водителя, так и для пассажиров. Ко всему прочему, они радовали глаз своим классическим обликом, который ничуть не портил пейзажи владимирских улиц.
Многие Мерседесы БАТ без труда прошли проверку временем. Из восьми десятков O 405N2, работавших у Биганова, за все время было списано не более двадцати автобусов. Причем несколько автобусов списали после попадания в серьезное ДТП. А остальная часть была списана в первую очередь ради чистых документов, под которую ввозили новые автобусы (среди списанных автобусов были самые первые O 405N2 БАТ из Мёнхенгладбаха и бывшие газовые O 405N2 из Ганновера, ранее принадлежавшие перевозчику Владавтолиний). Остальные же автобусы, которые не были проданы за пределы Владимира, продолжают свою работу на маршрутах города, но уже у других перевозчиков. Конечно, на момент 2022 года бывшие автобусы БигАвтоТранс находятся в возрасте от 23 до 28 лет, а десять лет эксплуатации в России отнюдь не пошли им на пользу. Но благодаря им жители Владимира до сих пор знать не знают про то, что такое автобусы малой вместимости на маршрутах города.
MAN A10 NL 202
Модель NL 202 компания БигАвтоТранс в 2010-е годы практически не приобретала, отдавая свое предпочтение более мощным моделям NL 222 и NL 262. В период с 2010 по 2016 год в компанию пришло менее десяти автобусов. Но, что интересно, последний MAN A10 NL 202 из Европы вышел на маршруты аж в 2016 году. Кроме него в этот год вышло лишь два городских автобуса: один MAN A12 EL 202 и один Mercedes-Benz O 405N2.




Практически все МАНы, работающие в БигАвтоТранс с середины нулевых годов (в том числе те, что ранее принадлежали компании Владавтолинии), подверглись перекраске.










МАН на фото ниже появился на одном из пригородных маршрутов БигАвтоТранс в ноябре 2018 года. Его прошлое мне неизвестно, как неизвестно и то, каким образом БАТ пригнала новый автобус в те годы.

MAN A10 NL 222
В 10-е годы в БигАвтоТранс пришло пять новых MAN A10 NL 222. Три из них имели классическую компоновку кузова и салона, два же других немного отличались. МАН с госномером "ВР 594 33" был примечателен средней дверью, смещенной к заднему колесу, и наличием ступеньки в задней части салона. Автобус с госномером "У 084 НО 33" отличался тем, что был в БАТ единственным низкопольным МАНом первого поколения с прислонно-сдвижными дверями.





MAN A10 NL 262
В октябре 2011 года пришла партия из семи автобусов, ранее работавших в Норвегии у перевозчика Norgesbuss Oslo AS. Два автобуса вышли на маршруты сразу же, оставаясь в оригинальной окраске. Еще пять автобусов перекрасили в красный цвет и выпустили на маршруты в марте 2012 года. Все они были выпущены в 2000 году. Автобусы отличались целым рядом особенностей, по сравнению с МАНами, которые приходили ранее:
- двигатель мощностью 260 л.с.;
- салон с раздельными мягкими сидениями, как в пригородных автобусах, а также отдельное место кондуктора;
- кабина водителя с системой климат-контроля и приборной панелью VDO;
- большие воздухозаборники в задней части (из-за них в последнем ряду салона было три места, вместо четырех);
- узкое заднее стекло.
Эти автобусы сразу понравились владимирским водителям удобной приборной панелью VDO, мягким ходом и хорошей, благодаря мощному двигателю, тягой. Работали эти МАНы только на центральных маршрутах.





Еще один 260-сильный МАН вышел на маршруты в апреле 2013 года, в отличии от ex-норвежцев, этот NL 262 визуально ничем не отличался от моделей с менее мощными двигателями, но в салоне у него были раздельные мягкие сидения. Автобус был закреплен на маршруте №28 в течение всего периода работы в БигАвтоТранс.

MAN A10 NL 312
Самый мощный одиночный МАН этого поколения пришел в БАТ в 2013 году.
Обратите внимание: Сколько, по какой цене и зачем ссср закупал автобусы Икарус.
Они были покрашены также, как и бывшие норвежские MAN NL 262. Проработали они, к сожалению, лишь до 2015 года, после чего их отставили от эксплуатации. Дальнейшая их судьба мне неизвестна.


MAN A12 EL 202/222
Первый пригородный МАН с пониженным уровнем пола пришел в БигАвтоТранс еще в далеком 2005 году. В дальнейшем компания продолжила закупать подобные автобусы. Работали они как в городе, так и на пригороде. В основном их использовали на маршрутах с небольшим пассажиропотоком, вроде №13С и №54.







В последние годы работы у БигАвтоТранс появилась новая ливрея, в которой ездили автобусы компании, работающие на пригородных направлениях. Модель EL 202, как вы можете увидеть на фотографиях ниже, также не стала исключением.




Если делать какой-то общий вывод по низкопольным МАНам БигАвтоТранс, то можно сказать, что во многом они ничуть не уступали Мерседесам компании. До 2013 года новые автобусы MAN появлялись на маршрутах города с той же регулярностью, что и Mercedes-Benz O 405N2. Однако потом в БАТ все-таки полностью отдавали свое предпочтение низкополам от штутгартского производителя.
Судьба же владимирских МАНов после ухода БигАвтоТранс со всех городских маршрутов осенью 2018 года вышла весьма печальной. Часть машин продали в Белгород, где они отработав буквально несколько лет были списаны. Еще часть и вовсе пропала в неизвестном направлении. В самом же Владимире к 2020-м годам осталось лишь считанные единицы низкопольных МАНов первого поколения. И это при том, что во многом аналогичные автобусы Мерседес продолжали массово работать на маршрутах города.
Послесловие о БигАвтоТранс
Компания БигАвтоТранс начинала как рядовой перевозчик и в нулевые годы по качеству оказываемых услуг не выделялась на фоне остальных перевозчиков. У тех же Владимирских автобусных линий и подвижный состав был поинтереснее и маршруты посолиднее. Но уже к концу 2000-х все изменилось. В 2009 году все активы компании Владавтолинии перешли БигАвтоТранс, после чего БАТ получила статус самого крупного перевозчика Владимира.
Уже в 2011 году БигАвтоТранс стала монополистом в сфере автобусных перевозок и постепенно начала наводить свои порядки в городе. Как в хорошем смысле, так и не очень. Компания действительно смогла существенно поднять уровень пассажирских перевозок, благодаря грамотному руководству. БАТ имела огромную ремонтную базу, специализирующуюся на ремонте автобусов MAN и Mercedes-Benz, поэтому за подвижным составом регулярно следили: все поломки заблаговременно устранялись, а внешний вид автобусов всегда был на высоте. С организацией движения автобусов на линии также не имелось никаких проблем: автобусов на маршрутах было очень много, интервалы соблюдались, а в случае поломки автобуса ему сразу на замену высылался резервный.
Были, конечно, и неприятные моменты, связанные с работой БигАвтоТранс. Например, вследствие конкурентной борьбы с БАТ сильно пострадало троллейбусное депо Владимира. Пассажиропоток в троллейбусах значительно сократился, из-за чего предприятие постепенно стало убыточным и больше не могло закупать новый подвижный состав, а также проводить КВР. Также к БигАвтоТранс имелись вопросы касательно легальности ввоза автобусов на территорию РФ. Но в остальном работу общественного транспорта в период 2010-2015 годов жители города до сих пор вспоминают с большим теплом. И это заслуга именно компании БигАвтоТранс.
Но уже в 2013 году в воздухе витал ветер перемен. Тогда он был еще практически незаметен жителям Владимира. На новости о запрете ввоза возрастных автобусов из-за границы, никто особого внимания не обратил. Не обратили внимания и на появление в 2014 году первой партии новых отечественных автобусов Volgabus-5270.G0. Тем более, что запущены они были на новый маршрут №34, созданный администрацией города. А когда в 2015 году запахло жареным и всем всё стало понятно - было уже поздно. БигАвтоТранс начала в массовом порядке лишаться всех своих маршрутов, а администрация города тем временем активно поддерживала нового перевозчика АДМ, метившего на роль монополиста.
Впрочем, на этом история низкопольных немецких автобусов на дорогах Владимира отнюдь не закончилась. Партия из 70 полунизкопольных автобусов Volgabus-5270.G2 никак не могла заменить более сотни "немцев" БигАвтоТранс на маршрутах. И во Владимире начали появляться "новые" немецкие автобусы. Их привозили из Перми, Саратова, Липецка. И все они отличались крайне печальным состоянием, особенно на фоне тех автобусов MAN и Mercedes-Benz, что работали во Владимире у БАТ.
Нельзя также не упомянуть один важный эпизод. 4 июля 2016 года ушел из жизни основатель и генеральный директор компании БигАвтоТранс - Автандил Арешович Биганов. Предприятие досталось его сыну, и с этого момента оно начало медленно приходить в упадок.
В 2018 году БигАвтоТранс и вовсе полностью ушла со всех городских маршрутов, а все ее низкопольные автобусы были распроданы. Часть из них досталась другим владимирским перевозчикам, часть продали в другие города. А в конце 2019 года компания полностью ушла с рынка пассажирских перевозок. Таким образом, закрылась страница истории, в которой Владимир имел грамотно организованную систему общественного транспорта с регулярно обновляющимся подвижным составом.
ПОАТиС (ИП Тимофеев А.В.)
К 2012 году Тимофеев все-таки сдался и начал периодически приобретать низкопольные автобусы. За период десятых годов в ПОАТиС приобрели около десяти низкополов Mercedes-Benz. Конечно, в сравнении с тем же БигАвтоТранс, это были крохи, но, учитывая тот факт, что ПОАТиС владела лишь несколькими городскими маршрутами, обновление подвижного состава не осталось незамеченным.
Mercedes-Benz O 405N
В период с 2012 по 2014 год год пришло шесть низкопольных Мерседесов. Два из них были родом из Гамбурга и были перекрашены в белый цвет с синей юбкой. Еще два автобуса (синий и белый) ранее работали в городах Гёттинген и Берлин соответственно. Прошлое оставшихся двух автобусов мне неизвестно.






Mercedes-Benz O 405N2
Осенью 2014 года на маршруты Тимофеева вышло пять O 405N2. Все они были покрашены в одинаковую схему окраски: белый цвет кузова и голубой передний бампер.





Характерной чертой всех низкопольных автобусов Тимофеева (да и высокопольных тоже) являлось отсутствие рекламы на бортах, которая была так распространена на автобусах Владавтолиний и БигАвтоТранс.
ИП Михайлов А.Е.
В прошлой части "Невероятных приключений немцев во Владимире" я не слишком лестно отзывался об автобусах, работающих на маршрутах ИП Михайлова А.Е., и, как мне кажется, небезосновательно. Состояние некоторых автобусов в 2010-е годы на маршруте №17 просто шокировало. Впрочем, в 2022 году некоторые перевозчики делают все, чтобы переплюнуть "ведра" на семнадцатом.
С низкопольными автобусами ситуация получилась несколько иная. Важно отметить, что все низкополы, кроме одного, принадлежали ИП Трегубову А.В. и работали на маршрутах Михайлова по субподряду. Приобретал Трегубов эти автобусы уже с пробегом по России, в отличии от компании БигАвтоТранс, которая привозила Мерседесы и МАНы прямиком из Европы. Это, конечно, не слишком положительно сказывалось на состоянии автобусов. И действительно, среди приобретаемых машин хватало "рыдванов", которые буквально сыпались на ходу. Но все же большая часть "немцев" находилась в достаточно хорошем визуальном и техническом состоянии.
И если сами автобусы были неплохими, то вот к их эксплуатации был целый ряд вопросов. Трегубов предпочитал не заморачиваться с обслуживанием старых МАНов и Мерседесов, а просто пригонял неисправным машинам новые на замену из разных городов страны. Так что больше двух-трех лет автобусы у Трегубова работали редко. Еще одной проблемой было нежелание нормально восстанавливать машины после ДТП (которые случались довольно часто), из-за чего изначально приятный глазу Мерседес превращался в нечто с облезшими элементами кузова.
Mercedes-Benz O 405N
За десятые годы на маршрутах Михайлова успело поработать десять Мерседесов различных модификаций. Было несколько автобусов из Мюнхена, а также два трехдверных O 405N. Какие-то продержались в эксплуатации более пяти лет, а какие-то не смогли проработать и двух. Но все автобусы объединяло то, что изначально они приходили в хорошем визуальном состоянии.









Mercedes-Benz O 405N2
Первый низкопольный Мерседес поздней модификации появился у Трегубова в мае 2015 года. Он, в отличии от большинства O 405N2 во Владимире, имел три двери. Ранее этот автобус работал в Московской области, где умудрился пережить "фейслифтинг", получив вместо нижней части передней маски бампер от автобуса ЛиАЗ-5256. К счастью, во Владимир он пришел уже с нормальным передком.


Второй низкопол пришел осенью 2017 года из Красноярска. Какое-то время он поработал во Владимире с родными прислонно-сдвижными дверями, но уже к весне 2018 года их поменяли на обычные планетарные, неаккуратно заделав более высокий дверной проем.

MAN A10 NL 202
В 2012 году Трегубов пригнал из Череповца низкопольный МАН. Его отличительной особенностью были средние двери с прислонно-сдвижным механизмом (это был первый такой МАН во Владимире, позже похожий появился у БигАвтоТранс). Кроме того он был покрашен в серый металлик и имел колпаки на колесах, отчего довольно интересно смотрелся на маршрутах города. На этом его достоинства заканчивались. Техническое состояние автобуса, увы, было далеко от идеала, поэтому он очень часто ломался прямо на маршруте.

MAN 895 NL 202
Два низкопольных МАНа ранней модификации изначально были приобретены перевозчиком Владимирпассажиртранс в 2015 году. Он планировал их выставить на маршрут №24, который по итогу конкурса выиграл у БигАвтоТранс. Но, по каким-то причинам, на него они не вышли, и их передали на маршруты Михайлова. Автобусы имели трехдверную компоновку и ранее работали в Череповце. Состояние этих МАНов было по-настоящему ужасным, и уже спустя два года они были списаны и порезаны.


АДМ
Именно компания АДМ должна была занять место БигАвтоТранс. И в 2015 году у нее имелись все козыри для того, чтобы сделать это. Ее активно поддерживала действующая администрация города Владимир, ей принадлежала большая часть городских маршрутов, а в гараже компании имелось 66 новых отечественных автобусов Volgabus-5270.G2. Но даже тогда что-то пошло не так. Новые автобусы совершенно не понравились жителям города, к тому же на то количество маршрутов, что достались АДМ, их попросту не хватало. Проще говоря, компания откусила больше того, что она была в состоянии проглотить.
Но тут на помощь компании пришли Трегубов и Белкания, которые предоставили свои автобусы на маршруты компании. И были этими автобусами, разумеется, низкопольные Мерседесы.
Mercedes-Benz O 405N
По многим причинам немецкие низкополы, вышедшие на маршруты АДМ стали шагом назад по сравнению с тем подвижным составом, который на тот момент эксплуатировался во Владимире. Мало того что O 405N к 2015 году сам по себе считался устаревшим и практически полностью был вытеснен с маршрутов города более поздней моделью O 405N2, так еще и состояние этих "новых" автобусов оставляло желать лучшего. Дело в том, что эти Мерседесы прибыли во Владимир, уже успев прилично покататься на маршрутах в других городах.
Особенно это касалось машин Трегубова: некоторые из них, до того как выйти на владимирские маршруты в 2015 году, отработали в России более семи лет и скорее просились на свалку, нежели на работу в другом городе. При этом среди этих автобусов были и крайне интересные экземпляры. А именно три "быстрых автобуса" (Schnellbus). Ранее они работали на скоростном сообщении города Гамбург и имели нестандартную планировку салона и турбированный двигатель.




На маршрутах АДМ автобусы Трегубова проработали недолго: уже в 2016 году они были переданы перевозчику Владимирпассажиртранс. Но об этом более подробно будет рассказано в соответствующем разделе.
Что касается автобусов Белкании, то с ними ситуация была чуть лучше. Один автобус прибыл в Россию в 2011 году, а второй в 2012-м. Следовательно, на маршруты во Владимире они вышли, отработав 3 и 4 года в России соответственно. Проработали у АДМ эти два автобуса до 2018 года, после чего один из них исчез в неизвестном направлении, а второй ушел на пригородные маршруты Белкании.


В 2018 году сама компания АДМ пригнала один Mercedes-Benz O 405N из Липецка. Но на маршрутах он проработал совсем недолго. Да и не для работы его притащили во Владимир. Главной ценностью этого автобуса были чистые документы, которые позже перешли на одну из АДМовских гармошек.

Когда в конце 2018 года БигАвтоТранс ушла со всех городских маршрутов, часть ее автобусов приобрела компания АДМ. Были среди них и два Mercedes-Benz O 405N.


Mercedes-Benz O 405N2
Первый O 405N2 появился на маршрутах АДМ в конце 2015 года, когда компания получила маршрут №32. До этого данный маршрут принадлежал БигАвтоТранс, но работал на нем по субподряду Белкания. Со сменой владельца маршрута для Бадри мало что поменялось, разве что автобусы теперь ездили под вывеской АДМ, а не БАТ.

В начале 2018 года АДМ самостоятельно приобрела первый низкопольный Мерседес поздней модификации. По его схеме окраски не сложно понять, у какой компании он был приобретен. Автобусу установили ЭМУ и закрепили на маршруте №21С

Второй O 405N2 АДМ пригнали спустя два месяца. Это был первый автобус, который компания обклеила в фирменную ливрею. Впрочем, ливрея эта совсем не прижилась и встретить ее можно было лишь на двух автобусах компании.

Ведро с болтами на фото ниже, которое когда-то представляло собой низкопольный Мерседес из Ганновера, АДМ приобрела в Коврове. Видок его сразу давал понять, насколько положительно передел сферы общественного транспорта повлиял на качество подвижного состава. Впрочем, долго этому автобусу проработать было не суждено. Выйдя на линию в октябре 2018 года, он "загадочным" образом пропал уже в феврале 2019-го. А под его документами вышел новый сочлененный Мерседес.

В прошлом разделе я уже писал, что часть автобусов БигАвтоТранс после ее ухода из города были приобретены АДМ. И если Mercedes-Benz O 405N приобрели лишь в количестве двух штук, то O 405N2 было куплено аж двенадцать. На маршруты они начали выходить в период с октября по декабрь 2018 года. Среди них были далеко не самые плохие автобусы БАТ, но для АДМ это не имело особого значения: планировалось эксплуатировать эти машины на убой, не заморачиваясь с их обслуживанием.














За все время работы в АДМ ни один из автобусов выше ни разу не посетил малярный цех. Что уж там говорить о каких-то серьезных ремонтных работах.
В 2019 году у АДМ стало не хватать подвижного состава для работы на собственных маршрутах, поэтому по договору аренды на маршруты №26 и №14 вышли автобусы Белкании, среди которых было три Mercedes-Benz O 405N2, ранее приобретенных у БигАвтоТранс.



Mercedes-Benz O 405GN2
Появление гармошек на маршрутах АДМ стало по-настоящему неожиданным явлением. Во-первых, в последний раз на маршруты Владимира подобные автобусы выходили в середине нулевых годов. А во-вторых, никто не ожидал, что перевозчик АДМ, успевший заработать весьма негативную репутацию за время своей работы, может приобрести такую технику.
Тем не менее, в феврале 2018 года на маршруты вышел первый сочлененный немецкий автобус. Им стал Mercedes-Benz O 405GN2 1998 года выпуска, ранее работавший в немецком городе Фрайбурге у перевозчика Freiburger Verkehrs AG. Главное отличие этого сочлененного автобуса от остальных "немцев" АДМ (помимо наличия второй секции, разумеется), состояло в том, что он был привезен из Германии и не имел пробега по РФ. Это крайне положительно сказалось на его техническом состоянии.

В течение 2018 года пришло еще два подобных автобуса, но немного в другом исполнении. Они были трехдверными, в отличии от Мерседеса выше, и имели среднюю дверь с прислонно-сдвижным механизмом. Оба автобуса в Германии работали у перевозчика Verkehrsgesellschaft mbH Bad Kreuznach.


В 2019 году пришло еще две гармошки. Одна, как и две предыдущих, ранее работала в Бад-Кройцнахе.

Вторую же привезли из Швейнфурта. Она имела характерную зелено-желтую схему окраски и двери с нестандартным прислонно-сдвижным механизмом и высокими створками.

MAN 895 NL 202
В 2018 году АДМ приобрела в Липецке один низкопольный МАН ранней модификации. Пропал он также внезапно, как и появился. Уже в ноябре 2018 года под его документами вышла новая гармошка MAN A23 NG 313.

Владимирпассажиртранс
Еще одним перевозчиком, активно участвующем в переделе рынка пассажирских перевозок в период 2014-2016 годов, стал Владимирпассажиртранс, ранее специализирующийся исключительно на троллейбусах. Именно с появления у ВПТ первых Волгабасов началось постепенное вытеснение БигАвтоТранс с городских маршрутов.
Так, в сентябре 2014 у БАТ забрали маршрут №24. Тот самый маршрут, который всегда был лицом компании: на нем работал самый лучший подвижный состав, а интервал между автобусами составлял всего 6 минут. Владимирпассажиртранс же изначально поставил на него 20 своих новых Волгабасов, но даже так не хватало еще пяти автобусов. И тогда на маршруте, помимо Волгабасов, начали появляться старые немецкие автобусы. Были среди них и низкополы.
Mercedes-Benz O 405N
В декабре 2014 года во Владимирпассажиртранс пришел один автобус из Перми. На тот момент он уже отработал практически пять лет на пермских маршрутах, и это отнюдь не в лучшую сторону сказалось на его техническом и визуальном состоянии. С автобусами БигАвтоТранс, которые работали на маршруте №24 до этого, его было даже стыдно сравнивать. Но тех, кто тогда занимался переделом рынка пассажирских перевозок, это совершенно не волновало.

В 2016 году, когда еще совсем свежие Волгабасы начали массово вставать под забор, вновь возникла острая нехватка подвижного состава на маршруте №24. И тогда автобусы Трегубова, работающие на маршрутах АДМ, были переданы Владимирпассажиртрансу. Таким образом к 2016 году на одном из самых востребованных маршрутов большая часть автобусов представляла собой крайне унылое зрелище, в виде ушатанных на просторах России "немцев".







В мае 2019 года ВПТ приобрели у БигАвтоТранс (на тот момент уже ушедшей с городских маршрутов) один автобус Mercedes-Benz O 405N.

Кроме него Владимирпассажиртранс в период с 2018 по 2019 год купил у БигАвтоТранс 16 автобусов Mercedes-Benz O 405N2. О них и пойдет речь ниже.
Mercedes-Benz O 405N2
К осени 2018 года в ВПТ все еще остро стояла проблема нехватки подвижного состава на маршруте. Старые Мерседесы, приобретенные ВПТ ранее, регулярно ломались, а большая часть Волгабасов к тому моменту и вовсе была отставлена от эксплуатации. На предприятии явно не планировали тратить большое количество средств на покупку автобусов. Поэтому были приобретены самые ушатанные автобусы БигАвтоТранс, многие из которых на момент продажи проработали у БАТ уже более семи лет.
















MAN A10 NL 202
В апреле 2016 года Владимирпассажиртранс приобрели у Трегубова один низкопольный МАН (о нем я уже рассказывал в соответствующем разделе). К моменту приобретения этот немецкий автобус уже растерял все возможные положительные качества, присущие этим автобусам, и представлял собой самый натуральный драндулет.

MAN A12 EL 262
В январе 2016 года руководитель Владимирского ПАТП Солодов А.В. передал Владимирпассажиртрансу пригородный МАН. И если раньше этот автобус работал по своему назначению, то теперь его выпустили на городской маршрут, где он явно был не совсем уместен.

MAN 895 NL 202
Кроме EL 262 ВПТ приобрели еще один МАН у Солодова в октябре 2018 года. Это был автобус ранней модификации, выпущенный в 1990 году. На родине в Германии работал у перевозчика Berliner Verkehrsbetriebe AöR. Разумеется, такая возрастная машина не могла находиться в хорошем состоянии и была довольно частым посетителем ремзоны.

MAN A11 NG 312
В августе 2018 года Владимирпассажиртранс приятно удивил жителей города Владимира, выпустив на маршрут №24С сочлененный немецкий автобус. Ранее этот МАН работал в Люксембурге, о чем говорила характерная схема окраски. Состояние у него было несколько хуже, чем у тех же гармошек АДМ, однако, для ВПТ это в любом случае было крайне хорошее приобретение.

РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ (ИП Белкания Б.И.)
До середины десятых годов Белкания был небольшим перевозчиком, работавшим по субподряду на маршруте №32, принадлежавшем БигАвтоТранс. Все изменилось, когда начался передел рынка пассажирских перевозок. Уже в 2015 году автобусы Белкании можно было встретить на маршрутах №6С, №12С, №14 и №20С. Работали они по договору аренды с АДМ. А осенью 2018 года, после ухода БАТ со всех городских и некоторых пригородных маршрутов, Белкании впервые удалось получить собственные маршруты. Ими стали №132, №135, №151 и №152. Все четыре маршрута являлись пригородными, однако трасса 152-го проходила через весь город, поэтому на нем при Биганове всегда работали низкопольные автобусы.
Белкания решил не нарушать эту идиллию и приобрел у БАТ десять низкопольных автобусов Mercedes-Benz O 405N2, которые планировал выпустить на маршрут №152. Позже, в апреле 2019 года, к ним присоединилось еще три машины.
Mercedes-Benz O 405N2
В отличии от АДМ и ВПТ, перевозчик РТС крайне ответственно подошел к приобретению пассажирского состава у БигАвтоТранс. Белкания не только приобрел самые лучшие автобусы БАТ, но и провел полноценное ТО, перед тем как выпустить их на маршруты. Некоторым автобусам даже освежили внешний облик. Вообще, на момент конца десятых годов, хоть РТС и являлся совсем небольшим перевозчиком, его организация работы на маршрутах города, а также состояние подвижного состава находились на более высоком уровне, нежели у остальных перевозчиков (за исключением разве что ПОАТиС).






Половина всех Мерседесов Белкании была ярко-желтого цвета, впоследствии ставший визитной карточкой автобусов на маршруте №152.



Свежие комментарии