На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоверсты

11 263 подписчика

Свежие комментарии

  • зуфар юсупов
    Все для южан мигрантов. Теперь и не найдешь, кто и на чем из них8 июля 2024 года ...
  • Модест
    Каждый жулик норовит на народе денег поднять. Кто пошлины за развод увеличивает, а кто пытается машины отжать. Правов...Национальный авто...
  • Леонид Ла Рошель
    Да это полный 3,14здец, граждане!! Теперь любой долбо..б будет кидаться под колёса, а виноват останется водитель... Д...Пешеход, переходи...

Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома

65 лет назад, 16 января 1959 года, была выпущена первая серийная ГАЗ-13 «Чайка». Несмотря на «неудачный» номер, машине был сужден необычайно долгий период производства – ее выпускали до 1981 года.

«Чайка» стала ярким знаком недолгого расцвета государства наряду со «Спутником» и «Гагариным», атомным ледоколом «Ленин», истребителем МиГ-21, крупнейшей в мире Волжской ГЭС, системой сотовой связи «Алтай».

1», фильм «Летят журавли» и поэты-шестидесятники».

В общественно-экономической формации, проповедующей общественную собственность и морально-политическое единение рабочих, крестьян и интеллигенции, «Чайка» служила, скорее, свидетельством обратного — недоступности и всемогущества тех, для кого при свете руки Сталина было присвоено прозвище «Слуга народа».

В разное время «Чайку» относили к автомобилям повышенного комфорта, большого объема, большого класса или высшего класса. В книге «Перспективные типы автомобилей и двигателей для производства в СССР в 1959–1965 гг.» написано: «Продвинутый класс типа «Чайка»». Они даже не знали, к какому классу отнести машину, но собирались к 1980 году построить бесклассовое общество!

Ладислао Эстес Дуарте (слева) и Борис Борисович Лебедев за работой над полномасштабной гипсовой моделью ЗиМ-13, еще "Стрела».

«Чайку» начали проектировать под обозначением ЗиМ-13. «Согласно государственному техническому плану конструкторский отдел обязан создать технический проект легкового автомобиля типа ЗИМ». - сказал секретарь парткома Конструкторско-экспериментального отдела (ДОЭ) ГАЗа Иосиф Николаевич Рябинин в журнале «Автозаводец» за 11 апреля 1956 года.

Первая опытная модель ГАЗ-13 «Чайка» с позолоченной решеткой радиатора, для которой, по легенде, использовались царские золотые червонеты. У автомобиля слева направо: Б.В. Греков, Б.Б. Лебедев, Н.И. Борисов, Р.К. Клуцис, Н.А. Юшманов, М.С. Мокеев, В.С. Соловьев, В.М. Китаев, С.В. Соловьев и др. сольвьев, неизвестен.

Главный конструктор завода Николай Иванович Борисов назначил главным конструктором будущей «Чайки» Николая Александровича Юшманова, ранее блестяще завершившего создание ГАЗ-12 ЗиМ».

Топливный бак «Чайки» располагался в заднем свесе, а заливная горловина была спрятана за номерным знаком. Вместе с рамой шасси это опасное место перекочевало на ГАЗ-14. Машиной управляет Вячеслав Васильевич Мосолов, водитель-испытатель и гонщик. Он носит брюки пресловутого фасона «пароход», такие, которые «модны в любое время года».

Облик будущего автомобиля создавали два маститых скульптора КЕО, Лев Михайлович Еремеев и Борис Борисович Лебедев. На фотографиях того времени рядом с ними часто можно увидеть невысокого худощавого мужчину с залысинами – это Ладислао Эспес Дуарте, боди-дизайнер, бывший летчик-ас Гражданской войны в Испании, сбивший там 22 самолета. В ГАЗе работало немало испанцев-республиканцев. Владислав Петрович связался с Дуарте в КЕО. Он стал ведущим конструктором кузова «Чайка».

Школьники в Москве с изумлением читают надпись на капоте невиданной машины: «Чайка». Возможно, они запомнят эту встречу на всю жизнь. На фоне ЗиС-110 машина выглядит просто космически.

Начало работ над новой машиной совпало с судьбоносными переменами в стране. На XX съезде КПСС в марте 1956 года Никита Сергеевич Хрущев подверг критике сталинские методы управления страной. Широко развернулась борьба против «культа личности» Сталина, или, как сейчас сказали бы, «разрушения культуры». Большие начальники резко повернулись лицом к народу, а поскольку машина служила одним из символов власти, то и это должно измениться.

В апреле 1959 года «Чайка» удостоилась редкой чести оказаться на обложке самого популярного, смею сказать, журнала «Техника – Молодёжь». Автор статьи инженер Н. Юрьев предлагает задуматься, а нужны ли в типе советских автомобилей две такие «крутые» машины — ЗИЛ-111 и ГАЗ-13? «Например, не лучше ли было бы выпустить «Чайку» в двух версиях — относительно дешевой и более роскошной», — спрашивает он.

Валентин Николаевич Ростков, конструктор-конструктор московского ЗиСа, не осознавший этого, также подвергся критике за проект автомобиля высшего класса «Москва» и обиженный покинул завод. Ответственная миссия партии и правительства приостановлена. Спасти ситуацию был призван Лев Михайлович Еремеев, уязвивший самолюбие москвичей, всегда противопоставлявших свой великолепный автозавод ветхому провинциальному ГАЗу.

ГАЗ-13 «Чайка» стал одним из экспонатов советского павильона на Всемирной выставке «Экспо-58», проходившей в Брюсселе с 17 апреля по 19 октября 1958 года.

Гран-при выставки «Экспо-58», присужденный выставке автомобилей Горьковского автозавода.

Большой энтузиаст «чаек» Вадим Валерьевич Челак в своем плодотворном двухтомном труде «Полет «Чайки»» выдвигает интересную гипотезу о том, что будущий ЗИЛ-111 создан на основе еремеевской модели «Чайки». Звучит правдоподобно, если учесть, сколько времени обычно уходило на изготовление гипсовой модели в натуральную величину, на построение поверхности тела, на ее проектирование. А ведь прототипы ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111 «Москва» уже год спустя набегали километры на испытаниях.

Хотя «Чайка» вряд ли могла конкурировать со своими американскими аналогами, В/О «Автоэкспорт» вполне серьезно предлагало ее на экспорт. Напечатали довольно хаотичную рекламную брошюру, разворот которой оформил ленинградский художник Александр Иванович Соколов, в лучшем виде зарубежных рисованных брошюр!

Первая модификация – фаэтон ГАЗ-13Б. Он якобы готовился к приезду в СССР президента США Дуайта Эйзенхауэра, чему помешал сбитый над Свердловском 1 мая 1960 года самолет-разведчик У-2. Разработчики машины П.К. Лапшин, Ю.М. Полева и Р.П. Шкапина, на механизм подъема и укладки тента выдано авторское свидетельство № 150019 с приоритетом от 7 сентября 1961 года. Число построенных экземпляров, вероятно, 15 или 17.

Москвичи нашли способ поквитаться с горьковцами! В седьмом номере журнала «Декоративное искусство» за 1958 год, где целый раздел был посвящен проблемам художественного оформления автомобилей, сообщалось: «Форма ЗИЛ-111 была разработана коллективом художников и конструкторов ЗИЛа при участии ГАЗ-художник Л. Еремеев». Хотя в тот момент с оформлением ЗИЛа была проблема: группу из семи «зеленых» выпускников художественно-промышленных училищ вынужден был возглавить главный художник объекта (т.е человек, ответственный за лозунги, транспаранты и дизайн завода) Дмитрий Алексеевич Каноныкин Журнал вставляет очередной иезуитский подкол в адрес горьковцев: автором формы "Чайки" называет Еремеева, хотя он сделал альтернативный макет!

Официальный визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Венгерскую Народную Республику, 10 сентября 1967 года.

Обратите внимание: Nissan Silvia S15 - обретение популярности, становление легендой..

Рядом с Брежневым находится первый секретарь ЦК Венгерской социалистической рабочей партии Янош Кадар.

В 1998 году автору довелось общаться с Борисом Владимировичем Грековым, бывшим «легководом», заместителем начальника отдела испытаний легковых автомобилей УКЭР ГАЗ. Он был великолепным рассказчиком!

Конечно, и Еремеев, и Лебедев влияли друг на друга. При этом между ними не было соперничества, которое часто возникает между творческими людьми. Но Лебедева все же следует считать автором «Чайки». Именно он предложил назвать машину «Чайка». На объекте до сих пор популярный «мем»: Почему «Чайка»? Да потому что над Волгой чайка летает!

По словам Б. В. Грекова, фотография модернизированного в 1961 году ГАЗ-13, просочившаяся в западную прессу, вызвала большой шум. На самом деле автомобиль был совершенно легально сфотографирован фотокорреспондентом ТАСС Николаем Михайловичем Акимовым, после чего фотография разошлась по мировым информационным агентствам.

Свое окончательное название автомобиль также получил при весьма драматических обстоятельствах. Сначала он получил обозначение ЗиМ-13. Потом появилось имя «Пил». Это было модное словечко. В 1954 году на «Ленфильме» был снят комедийный фильм «Игрок на замену». В нем Георгий Вицин сыграл свою первую большую роль, будучи футболистом команды «Блю Эрроуз». Фильм посмотрели 29 миллионов человек. Еще больше, 44 миллиона, посмотрели приключенческий фильм «Голубая стрела», снятый в 1958 году на киностудии. Довченко. ЗиМ ​​"Стрела" - звучит?

Б. Б. Лебедев работал над дизайном модернизированной «Чайки», всеми силами стараясь догнать неуловимую иномаркную моду.

Лев Михайлович Еремеев, следуя своему варианту переоборудования ГАЗ-13 «с четырьмя фарами» (модель на заднем плане), попытался спроектировать ГАЗ-21 «Волгу» в том же стиле».

Но в июне 1957 года произошло еще одно событие, внесшее коррективы в планы завода. В ЦК КПСС выявилась «антипартийная группа», готовившаяся отстранить Хрущева, в составе Г. М. Маленкова, Л. М. Кагановича, В. М. Молотова и, как писали тогда, «примкнувшего к ним Шепилова». Оно последовало за постановлением Пленума ЦК КПСС от 29 июня 1957 года о выходе Вячеслава Михайловича Молотова из состава Президиума ЦК и из ЦК КПСС. 30 ноября 1957 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 1272, а через неделю - Приказом Совнархоза Горьковского экономического административного района № 425 предписывалось убрать фамилию Молотова из названия ГАЗа растение. С этого момента вся заводская продукция окончательно стала ГАЗОМ. Среди них ГАЗ-13 «Чайка».

Окончательная сборка серийного ГАЗ-13 «Чайка» осуществлялась на трёх постах рядом с пассажирским транспортёром до тех пор, пока в 1980 году не было сдано в эксплуатацию огромное здание «Чайки» — будущего ПАМС — Производство малых серийных автомобилей.

В 1958 году прототипы ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» украсили экспозицию советского павильона на Всемирной выставке «Экспо-58» в Брюсселе. Между Горьковским и Московским автозаводами развернулась бешеная гонка за то, кто первым запустит в производство премиальную модель.

Кто не катался на Чайке! Старшее поколение (по крайней мере, мужская половина) было очаровано 11-летней американской девочкой Самантой Смит, которая написала письмо Андропову и затем была приглашена остаться в СССР. Это был 1983 год.

«Напомним, что московские автопроизводители, конкурируя с нашей командой, также готовятся выпускать комфортабельные автомобили ЗИЛ-111 такого же высокого класса, как «Чайка». Мы выиграем чемпионат в этом соревновании и в скором времени дадим стране такие автомобили, качество которых не имеет себе равных в отечественном автомобилестроении!» под названием «Автозаводец».

Охранники на автомобиле ГАЗ-13 "Чайка" сопровождают кортеж Папы Иоанна Павла II во время одного из его апостольских визитов в Польскую Народную Республику.

В архиве массового издания отражен весь кошмар того, что происходило в те дни на ГАЗе. Например, к декабрю 1958 года в «Чайку» не была доставлена ​​и половина из 348 изделий, порученных Департаменту смежных отраслей. А заказы на производство антенн, рулевых подшипников, тросов управления АКПП, высоковольтных кабелей и радиоприемников даже не размещались у субподрядчиков. Нет сомнений, что по техническому уровню Чайка была новаторским автомобилем для нашей отрасли: V8, автоматическая трехступенчатая планетарная коробка передач с гидротрансформатором, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, богатое оснащение салона. Освоить все это за такой короткий срок, видимо, невозможно. Конструктор АКПП Леопольд Давидович Кальмансон поделился воспоминаниями о том, как на протяжении всего производства ГАЗ-13 и ГАЗ-14 ему приходилось раз в три года ездить на Ленинградский сталепрокатный завод за лентой толщиной 0,1 мм, из которой пружины свободного хода гидротрансформатора были изготовлены из (деталь 13-1709127). По словам Кальмансона, этот завод, один из лучших в стране, никогда официально не принимал этот заказ и не был уверен, что сможет придать ленте необходимые свойства. Лента оказалась просто бесценной!

Призрачные иконы 1990-х: Горбачев, Берлинская стена, сумки Louis Vuitton. Модный фотограф Энни Лейбовиц, снимавшая эту рекламную съемку в 2007 году, выбрала в качестве автомобиля «Чайку».

Уместно добавить, что двигатель V8 (главный конструктор Павел Эммануилович Сыркин) перед передачей на вновь построенный Заволжский моторный завод производился на сверхсекретном предприятии в составе ГАЗ – «Производстве пароводяной аппаратуры» (ПВА), где Изделие № 128 — газовая центрифуга — выпускалось серийно для обогащения урана. Даже Сыркин не знал, что его там производят, хотя проектировали эту сверхсложную вещь (курите тему!) и организовывали производство те же работники ГАЗа, с таким же уровнем квалификации, как и автопроизводители.

Навсегда в народной памяти: ГАЗ-13 "Чайка" последних выпусков на ВДНХ в Москве.

Формально ЗИЛ опередил ГАЗ, начав стапельную сборку коммерческих 111-х в ноябре 1958 года. Но за девять лет производства он построил всего... 112 экземпляров ЗИЛ-111 всех модификаций - против 3179 ГАЗ-13 "чайки". " . Пусть возразят, что 13-ка выпускалась аж до 1981 года, что, как модель на ступень ниже ЗИЛ-111, она предназначалась для более широкого круга номенклатуры, поэтому ее нужно было больше - это все правда. Однако это 26-кратное преимущество обеспечило «Чайке» всенародную любовь. Несмотря на все классовые различия.

Источник

АвтоСССРЛиннопост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх