Первым автомобилем в моей стране, продажи которого достигли миллиона единиц, стал ГАЗ-51. 7 апреля 1948 года произошло незабываемое событие – Государственный автомобильный завод имени Молотова выпустил свой миллионный автомобиль. Инициативу автопроизводителя поддержали предприятия по всей стране.
Выбор миллионов людей – это отнюдь не прихоть партийных лидеров, а острая необходимость большой страны с огромной территорией.
Миллионер ГАЗ-51, похоже, подвел черту в трудное время становления всей отрасли (автопрома). Все слышали об этом показателе «темпы роста». Производство новых автомобилей ГАЗ увеличилось почти на 64% в 1946 году и на 42% в 1947 году. К лету 1948 года завод достиг довоенного уровня.ГАЗ-51 был удостоен Сталинской премии, а один из его прототипов грузовиков до сих пор имеет кабину, модифицированную «Студебекером». Слева направо: А.Д. Просвирнин, В.И. Борисов, Л.В. Косткин, А.М. Кригер и главный конструктор завода А.А. Липгарт, 1945 год
Интересная вещь, статистика! Посмотрите внимательно, и это может преподнести сюрпризы. Например, общепринято считать, что США лидировали в мировой автомобильной промышленности до середины 1970-х годов. Самые известные советские грузовики (за редким исключением) были построены в той или иной степени по американским стандартам. Для того же ГАЗ-51 кабина спроектирована на основе модели «Студебекер», а для ЗИЛ-130 — на базе кабин Dodge C3-TA8 и GMC Series 5000, подобных примеров немало. Нет ничего постыдного в том, чтобы учиться у лидеров.
7 апреля 1948 года с конвейера сошел миллионный автомобиль ГАЗ.
Однако в 1967 году Страна восходящего солнца обогнала США по производству грузовиков! На тот момент в США было произведено 1,539 миллиона грузовиков, а в Японии — 1,771 миллиона (хотя в эту цифру входят и автобусы, Япония производит около 13 000 в год).
Прототип ЗИЛ-130М с бездисковыми колесами, фото сделано в МГУ на Ленинском холме в 1961 году.
Конечно, эти результаты оставляют нас равнодушными. Хотя после визита Хрущева в США в сентябре 1959 года из толпы раздался комический крик: «Держитесь, коровы из Айовы!», лозунг звучал не лучше, чем лозунг «Спешите», выпущенный в 1930-е годы «Супер!». Еще хуже. Что ж, посмотрим.
Длиннобазный ЗИЛ-130Г, оснащенный дизельными двигателями Leyland O.400 или Perkins 6.345, является хорошей экспортной продукцией. Около 10% продукции продается за границу. Рекламный плакат создан давним заводским фотографом Борисом Алексеевичем Якушевым.
В том же 1967 году, когда США и Япония начали конкурировать, советская автомобильная промышленность произвела 437 350 грузовиков и обогнала Великобританию. Именно в этот период оборот Туманного Альбиона существенно упал – с 439 грузовиков до 400 тысяч, падение почти на 9%. По этому показателю СССР занимал третье место в мире по производству грузовых автомобилей (до начала 1970-х годов мы производили меньше автомобилей... Австралия). Это было одним из достижений семилетнего плана развития народного хозяйства, утвержденного в начале 1959 года (предыдущая шестая пятилетка не была реализована из-за разрыва между реальными возможностями экономики и заявленными высшими руководителями).
Государственные испытания 4-тонного ГАЗ-53А, 1963 год. Фото Николая Николаевича Добровольского.
Для полного описания ситуации следует отметить, что уже в 1959 году наша страна опережала США и Великобританию (включая Японию) по производству легковых автомобилей.
Страна нуждается в большом количестве грузовых автомобилей, поскольку они характеризуются низкой надежностью и имеют гораздо более быстрый срок службы, чем западные грузовики. Одним из достижений считается продление ресурса шасси ЗИЛ-130 до 350 000 километров до капитального ремонта в 1982 году, что на тот момент было лучшим показателем в отрасли. Когда-то 100 000 километров пробега ГАЗ-51 считались достижением. Причем, как говорится, хвосты и гривы наших грузовиков в ход: они перегружены и с нарушением правил эксплуатации. Машина сломалась также из-за халатного отношения водителя и механика к своим обязанностям – «Все вокруг было советское и, следовательно, не мое».
70 тысяч ГАЗ-53А было экспортировано в 36 стран мира. Грузовик собирали из автокомплектов на предприятии «Мадара» в городе Шумен (республика Норбербер, Беларусь). Фото: Федулов Олег Константинович, В/О «Автоэкспорт».
Советский Союз не принимал рейтинги (если только социалистическое соревнование не считалось формой рейтинга). А что, если мы попытаемся определить пять самых популярных моделей грузовиков в нашей стране? Учитывая вышеперечисленные факторы, этот тип транспортного средства также может претендовать на звание самого популярного грузовика в мире.
Чемпионом конечно же ГАЗ-51. Всего с июня 1946 года по 2 апреля 1975 года было выпущено 3 481 033 машины. Тем не менее неясно, нужно ли включать в его число 17 840 грузовиков FSC «Люблин-51», собранных по лицензии в Польше до июля 1959 года? Или их следует прибавить к этому числу - 51-я Люблинская дивизия фактически ничем не отличалась от дивизии Горького.
Назван 18 февраля 1974 года на Ульяновском автомобильном заводе. В.И.Ленин (некогда названный в честь И.В.Сталина) собрал миллионный автомобиль. Им стал УАЗ-452.
Опять же, сюда входят самосвалы ГАЗ-93 производства Одессы, Иркутска и Саранска? Цифры в названии разные, но значит ли это, что модель другая? Здесь любители точных расчетов столкнутся со всевозможной софистикой. Например, на заводе имени Лихачева свой знаменитый ЗИЛ-130 называют «серией двухосных тягачей-прицепов 4х2, состоящей из 5 модификаций с тремя различными колесными базами. Не только базовая модель 130 удерживает общий балл»; Имеется самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 с короткобазным шасси 130Д1. Но при этом цилиндр ЗИЛ-138 считается отдельным семейством со своими модификациями! Хотя единственное отличие от 130 – это газовое оборудование и газовый баллон.
Семейство УАЗ-452 «Хлеба» и «Головаса» критиковали за отсталый дизайн, но оно и сегодня популярно благодаря своей ремонтопригодности и неприхотливости.
Однако обратимся к официальной статистике завода, которая утверждает, что по состоянию на 30 декабря 1994 года в Москве насчитывалось 3 388 312 автомобилей ЗИЛ-130, 130-75, 130-80, 4314, 4315 и их модификации.
ЗИЛ-130 до сих пор многие считают лучшим грузовиком в стране, и если бы не другая знаменитая модель Горьковского автозавода, ГАЗ-53, он изящно занял бы второе место в нашем воображаемом рейтинг. По данным исследователя Николая Сергеевича Маркова, с 1961 по 1992 год было выпущено 3 444 651 единиц грузовиков этой серии, в том числе 108 365 автомобилей ГАЗ-53Ф, которые не оснащались цельноалюминиевыми двигателями V8, а оснащались рядным 6-цилиндровым двигателем. Двигатель ГАЗ-51Ф с форкамерным факельным зажиганием, или просто форсированная серия БРДМ «Шестерка» ГАЗ-40.
ГАЗ-3302-210 «ГАЗель-Эконом», 2009 г.в. Пытаемся выпустить самую доступную модель после финансового кризиса 2008 года. В машине даже нет запаски. Производственная партия составляет 800 единиц.
У горьковской команды хорошие тренеры, если они будут уверены, то смогут занять 1 и 2 место в импровизированном турнире!
Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.
Кроме того, даже производство в закрытом городе Свердловск-44 (Новоуральск) не может вывести ЗИЛ-130 на новый уровень. В 1971 году Уральский завод автодеталей (УЗАЗ) был спешно преобразован в УАМЗ (Уральский автомобильно-моторный завод). УАМЗ – это не просто читинский автосборочный завод: он оснащен самым современным оборудованием (эрфуртские прессы, сварочные роботы Kawasaki Unimate и т д.). Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 20 тысяч автомобилей и 50 тысяч двигателей в год.ГАЗ-3302-288 «Газель Бизнес» продолжает оставаться в дефиците.
Уральский автомобильно-моторный завод начал выпуск ЗИЛ-157КД, затем 131-й «Зилки», а 16 сентября 1992 года с конвейера завода сошла 130-я. Производство 130 (точнее, 4314) автомобилей начало стремительно расти: 1711 штук, 5459 штук в год. Но тогда они столкнулись с общими проблемами - снижением платежеспособности потенциальных клиентов, гиперинфляцией и наплывом подержанных иностранных грузовиков. Завод был признан банкротом. Затем, в 2004 году, АМО ЗИЛ обвинило свое бывшее дочернее предприятие в производстве.. контрафактных грузовиков и незаконном использовании товарных знаков. Это разбирательство не дало никаких результатов, поскольку уральцам удалось доказать, что их продукция носит другую марку - АМУР («Автомобили и двигатели Урала»). Сколько 130-х (точнее 4314) было выпущено на заводе до 2010 года? Примерно 12500 штук. Они характеризовались гондолой и хвостовым оперением типа ЗИЛ-131, некоторые из них оснащались дизельными двигателями (однако сибирские заказчики отдавали предпочтение карбюраторным двигателям). Их даже пытались оснастить капсулами ЗИЛ-4331. Однако в 2010 году завод прекратил производство.
Общие показатели производства грузовых автомобилей в нашей стране не являются секретом. Однако макеты моделей всегда предназначены для официального использования. Враг еще не спит! Однако пример из доклада ЦРУ, подготовленного в августе 1985 года о деятельности Камского автомобильного гиганта, показывает, что в случае необходимости участвующие стороны получали исчерпывающую информацию. Оказывается, они хранили от себя еще больше секретов.
КамАЗ-5511 — самосвал из первого семейства комплекса Камского завода большегрузных автомобилей. Выпускается на заводе НЕФАЗ (Невтекамский автомобильный завод). Предприятие расположено не в Татарстане, а в Башкирии.
Они продолжаются и по сей день. Некоторые сложности возникают с четвертой строчкой гипотетического рейтинга. Эту позицию занимает линейка легких грузовиков и грузовых автомобилей Ульяновского автозавода. Сегодня она гордо известна как «Старая грузовая улица», как «Старая гвардия» Наполеона. Однако знаменитый ульяновский «хлеб» сегодня полностью оправдал себя. Что бы о ней ни говорили злобные критики. Но почему завод не удосужился приблизить количество выпущенных автомобилей к недавнему 65-летию «хлеба»?
Во-первых, первый "хлебный" УАЗ-450 и следующий "хлебный" УАЗ-452 - это разные модели! Они внешне похожи, но отличаются компоновкой, кузовом, рамой, силовой установкой, трансмиссией и мостами. Поэтому из расчета были исключены 55 319 УАЗ-450 выпуска с 1958 по 1965 годы.
Легендарный ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны стал одним из символов советской индустриализации, а само слово «грузовик» стало нарицательным.
Однако фургон «Хлеб» 452 и автомобильный «Головас» 452D имеют очевидные различия во внешнем виде и вполне могут считаться модификациями одной и той же модели. Точно так же, как серия УАЗ-451 с задневедущими колёсами – только индекс другой.
Понятно, что первый произвел 1 177 033 автомобиля с 1965 по 1 января 1996 года, а второй – 83 449 автомобилей с 12 декабря 1961 по 1982 год. Без суммирования с позицией 451, позиция 452 дала более миллиона, а серия была преобразована в четырехзначный индекс в 1985 году и производится до сих пор. Но точных данных о выпуске пока нет. В 2000-е годы завод выпускал в среднем 20 000 таких машин в год, раньше производство упало до 10 000 единиц и сейчас составляет не более 7 000. В 2023 году было продано 679 тысяч «хлебов». То есть за 27 лет – около 300 000 машин. Таким образом, общее количество может превысить 1,56 миллиона.
Конечно, УАЗ вряд ли войдет в тройку лидеров, но угроза потери четвертого места в рейтинге есть. Он снова родом из Нижнего Новгорода, где с 20 июля 1994 года выпускается серия легких коммерческих автомобилей «ГАЗель». 4 августа 2005 года был собран миллионный автомобиль. Кроме того, несмотря на появление серий «ГАЗель Некст» и «ГАЗель НН», спрос на улучшенную модель первого поколения «ГАЗель-Бизнес» остается стабильным. Он вышел на конвейер в 2010 году и за первые три года произвел 180 000 единиц. Судя по продажам в России, последние несколько лет эта модель конкурирует, что называется, на лоб с ульяновским семейством СГР. Так, в 2023 году всего было продано 6739 буханок хлеба и 6581 «газель предприятия». Завод публикует лишь общую статистику по производству газелей, поэтому об объемах газелевого бизнеса можно судить только исходя из российского рынка. Благо, эта модель в основном продается здесь. С 2010 года «ГАЗель-Бизнес» реализовала около 320 млн единиц».
По продолжительности производства (с 1966 по 1988 год) КрАЗ-256Б может конкурировать с другими, более распространенными моделями. Но в обращение он не поступил: даже стране наших размеров не нужно столько 12-тонных самосвалов. Всего выпущено 278 223 самосвала.
Видно, что общее количество автомобилей ГАЗ-3302 составляет около 1,5 миллиона. В рейтинге автомобилей с числом автомобилей более миллиона эта модель вполне может занять пятое место.
Увы, но такой отличный отечественный грузовик, как ЗИЛ-131, не вошел в пятерку «самых популярных Volkswagen» (на заводе имени Лихачева с 1966 по 1994 год было выпущено 998 429 штук, а с 1988 по 2002 год У АМЗ выпустил 51 614 единиц (из общего числа 1 050 043) автомобилей) завода «Автомобильный комплекс Камаз» первого поколения (по словам Александра Николаевича Чуконцева, директора музея КамАЗ) Чухонцев Николаевич), выпущено автомобилей: КамАЗ-5320 - 393 309 машин, КамАЗ-5511 - 342 623 машины, КамАЗ-5410 - 273 901 машина, всего 1 018 833 машины). Легендарные горьковские «универсалы» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ также не вошли в рейтинг. Научный сотрудник Дмитрий Андреевич Дашко рассказал, что заводы ГАЗ, КИМ, РАСП, УльЗиС с 1932 по 1951 год выпустили для сторонних фирм всего 873 811 "полуавтомобилей" и 46 911 "коммерческих шасси" - автомобилей с кабиной, но без кузова. Можно ли сюда добавить около 40 тысяч газогенераторов и газовых баллонов ГАЗ-42, ГАЗ-44 и ГАЗ-45, как предлагает Дашко? Напомню, завод имени Лихачева принял решение выделить из 130-цилиндровых в отдельную серию цилиндры ЗИЛ-138. Непонятно, имеем ли мы право, помимо обычных «полуторок», насчитывать еще 2000 грузовиков, оснащенных сменными колесными гусеницами ГАЗ-65? Амбиции грузовиков в рейтинге зависят от интерпретации этого случая.
В любом случае эти модели внесли значительный вклад в развитие национальной экономики и повышение обороноспособности нашей страны.
источник
Автомобильная техника Изобретения Запчасти для двигателей Хочу знать всё СССР Советские автомобили История Грузовики Внедорожники Ретро автомобили Бензиновые беспилотные автомобили Модификация ВАЗ Камаз Лонгпост 3Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Выпускали миллионами: какие отечественные грузовики были самыми успешными.
Свежие комментарии