В Советском Союзе военные чиновники были буквально одержимы идеей перемещения наземной военной техники по воде, что вполне объяснимо. Предполагаемому театру военных действий придется иметь дело с обилием рек, ручьев и озер. Проблема не ограничивалась автомобилями. Даже средний танк Т-55 превратили в машину-амфибию!
Основной проблемой машин-амфибий было полное отсутствие у них плавучести. Его научились предлагать даже обычным автомобилям УАЗ, заполняя пространство между кузовом и рамой материалом низкой плотности (пенопластом), не увеличивая габариты, а в мае 1961 года я даже получил авторское свидетельство.
Основной проблемой оказалась двигательная установка, или то, что на верфях называют скоростью. Точнее, гидромеханика. Самое сильное сопротивление движению при плавании оказывал пресловутый контур (слово, которым автомобильные журналисты злоупотребляют для описания формы кузова автомобиля, что на самом деле является военно-морским строительным термином).
Надо ли говорить, что основная цель - военная техника? Быстрая или медленная? Вот в чем вопрос. Все попытки изменить форму лопастей винта, установить более мощные моторы и создать дублирование в корпусе привели к колоссальному улучшению характеристик. Поэтому и экспериментировали с подводными крыльями – чтобы быстро вытолкнуть корпус из воды и сделать выпад крыльями с минимальным гидродинамическим сопротивлением.
Между тем, уже знакомый Триппель, Йоханнес Людвиг Генрих, пережил Вторую мировую войну, отсидел три года во французской тюрьме, был успешно "денацифицирован" в 1949 году (главный прокурор Северного Вюртемберга)) и даже женился на дочери бывшего нациста чиновник, только чтобы неожиданно обнаружить, что в Германии теперь запрещено производство автомобилей-амфибий!
Трогательный снимок одного из первых амфикаров, 1959 год.
Но Триппель и здесь уклонился, перенеся свои эксперименты во Францию. Франция легкомысленно простила бывшего капитана СС. Но Триппель теперь настолько заботится о своей репутации, что даже дает отказ дочери бывшего нациста. Однако ему по-прежнему помогают его связи с нацистами, связи, которые он установил посредством банкетов с рейхсфюрером Гиммлером и баварским бизнесменом Гербертом Квандтом. Сегодня Триппель использовал свой впрыск, чтобы основать в Западном Берлине компанию Eurocar, которая в 1961 году начала производство автомобиля-амфибии Amphicar-770.
Этот автомобиль считается единственным коммерчески успешным автомобилем-амфибией в мире. За семь лет было продано 3878 экземпляров. В 1963 году он стоил 8385 немецких марок, дороже, чем Opel Record, но дешевле, чем BMW 1500.
Прекрасную рекламу Амфикара создал известный немецкий биолог Бернард Гржимак. Он плавал на амфибии среди бегемотов в угандийском национальном парке Королевы Елизаветы. Позже вышла книга, тоже на русском языке, под названием «Гржимек среди африканских животных». Гржимек пишет: "Я был в машине-амфибии и врезался в стадо бегемотов. Мужчины пытались поднять мою машину на спину, ожидая, что она перевернется, как они сделали с другими лодками. Дважды. Но машина проехала мимо этого места тест». Это нормально! В Балтийском море был случай, когда Amphicar 770 выдержал сильное волнение.
Президент США Линдон Бейнс Джонсон берет Юнис Кеннеди Шрайвер и Пола Глинна на прогулку на Amphicar 770 по озеру Гранит-Шолс на ранчо Хейвуд недалеко от Кингсленда, штат Техас. 10 апреля 1965 г
Американский президент Линдон Джонсон любил пугать своих гостей Lagoon Blue Amphicar 770. По дороге он сделал вид, что потерял управление, и непосвященным показалось, что машина, которую сложно было заподозрить в качестве амфибии, случайно соскользнула в воду. Ходят слухи, что Джон Леннон владел Amphicar 770. Мадонна сфотографировала такое амфибию в одном из своих видеороликов.
Из популярных журналов горожане могли узнать, какие машины-амфибии были созданы в Советском Союзе после Второй мировой войны. Например, «Конструктор-Моделист» (до 1966 года он назывался «Юный Конструктор-Моделист»), «Техника для молодежи», «За рулем», «Советский воин» и другие. А еще в 1959 году в Вониздате вышла книга Михаила Георгиевича Редькина «Плавающие и колесные машины». Нигде упоминаются только две модели: МАВ и БАВ, малый водоплавающий аппарат и большой водоплавающий аппарат. Знающие люди заметили сходство с ленд-лизовскими Ford GP-A и GMC DUKW-353. Но даже эти машины окутаны тайной, и эта завеса становится все толще и толще, приобретая ветхий вид по мере старения партийной политики. В нашем журнале под кривым фото написано "Советский танк", "Советский истребитель", "Советская машина-амфибия", а в польском Modelarz и Motor Kalender der DDR 1980 года Гедеерова сейчас размещен тот же самый объект. Все типы полностью конкретизированы и имеют все технические характеристики.
Большой аппарат для ловли водоплавающих птиц (БАВ) на обложке журнала «Модель-конструктор». Это одно из лучших произведений выдающегося иллюстратора Михаила Петровского.
Однако советские молодежные журналы активно публиковали проекты конструкторов-любителей, и тема водоплавающих автомобилей всегда привлекала внимание. Владимир Бобикин, Станислав Эмакаев, Дмитрий Кудрячков, Владимир Кузеев, Александр Кулигин и Сергей Габович, Евгений Михайлов, Игорь Рикман и Алексей Левакин, Николай Синельников, Виктор Трофименко, Вениамин Трунов, Юрий-Чумичев – это далеко не полный список энтузиастов. Трудно понять, откуда берется ажиотаж по поводу земноводных. Однажды я брал интервью у Рема Всеволодовича Меркулова, владельца редкой легковой машины «Татра-87», на которой он часто ездил в Крым и Прибалтику. Так вот, почему-то все вокруг были уверены, что его Татра-87 плавает. Может ли это быть из-за "плавника" стабилизатора на крыше? Земноводный ажиотаж подогрела книга Хелен и Фрэнка Шнайдер «Ла Тортуга», изданная в Советском Союзе в 1965 году. От Аляски до Огненной Земли. Эта американская пара купила вышедший на пенсию Ford GP-A и проехала на нем через весь континент с севера на юг. Там, где сухопутные пути были отрезаны, Шнайдеры плыли. В июле 1950 года еще более смелый забег совершил австралиец Бен Карлин и его жена, переплывшие Атлантический океан. И они пересекли Евразийский континент. Все это присутствует и в Ford GP-A, хотя и значительно переоборудованном.
БАВ был разработан в 1950 году под руководством Виталия Андреевича Грачева по образцу американского автомобиля-амфибии GMC DUKW и превосходил прототип по многим параметрам, хотя и весил почти на тонну больше. Всего с 1951 по 1962 год было выпущено 2029 таких амфибий.
Бен Карлин и его жена Элеонора и их модифицированный автомобиль-амфибия Ford GP-A. При пересечении Атлантики сзади приходилось буксировать специальный понтон, наполненный бензином.
Некоторые любители DIY задаются вопросом, насколько масштабные работы над колесными амфибийными машинами ведутся в конструкторских бюро Брянского, Волжского, Горьковского, Луцкого, Ульяновского и Уральского автомобильных заводов, расположенных на базе Московского высшего технического училища СКБ ЗиЛ.Никто не мог себе представить, что это такое будет, как. Он был назван в честь. Баумана, НАМИ, НИИ-21. Самая секретная из этих тем, таких как «Река», «Ягуар» и «Земля», имела целью создать автомобиль без явного ощущения плавания.
«Страшные дети» земноводного мира — Rhino Marsh Buggy (болотоход-носорог). Дизайнер Элия Продрому Агнидес грека по национальности. Этот автомобиль-амфибия был произведен в 1954 году американской компанией Marmon Herrington. Идея заключается в том, что колесо одновременно действует как поплавок. Его сферическая форма обеспечила Rhino непревзойденную устойчивость на воде и сопротивление качению на суше.
Блогеры и по сей день продолжают рассказывать об этих проектах под назойливым кликбейтом «мало кто об этом знает» и набирают сотни лайков. Представляете, какой фурор произвела статья об УАЗ-3907, опубликованная в журнале «За рулем» в феврале 1989 года? Правда, в статье этот автомобиль еще не назывался «Ягуар», его разработка велась на основе его кода.
УАЗ-3907 «Ягуар» (главный конструктор – Эдуард Николаевич Орлов) уверенно всплыл на поверхность с 11 людьми и 600 кг груза на борту.
Обратите внимание: Какие запасные части можно, а какие нельзя покупать на авторазборе. Выясняем.
Он легко перевел приемочную комиссию из 21 человека на другую сторону. Он выдержал шторм силой 2. Расчетная емкость хранения воды составила 300 часов (что эквивалентно 2500 км).Тактико-технические характеристики и характеристики перспективных амфибийных машин «для оснащения воздушных десантов, частей морской пехоты, разведывательных подразделений, других высокомобильных специальных сил, а также машин управления и связи» были опубликованы в 1972 году6. Утверждены в мае. На первом совместном совещании представителей промышленности и крупных заказчиков главный конструктор Ульяновского автозавода Лев Адрианович Старцев спросил военных: «Вы хотите лодку, которая ходит по суше, или машину, которая плавает?» — спросил он. Ответ был дружеским. «Машина!» — прошептал в перерыве заседания главный конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просбырнин, держа под мышкой локоть Старцева и испуганно глядя ему в глаза. Господин Старцев ответил, что у него есть хороший дизайнер и большое желание. Просвирнин не знал, а Старцев по причине полной секретности не имел права делиться с Просвирниным, что Ульяновск уже давно занимается исследованиями амфибий. В 1980 году, когда был закончен первый образец автомобиля-амфибии, созданного по теме «Ягуар», Старцев показал его фотографию заместителю министра автомобильной промышленности Евгению Артемовичу Басинджагяну. Просвинин стоял рядом. Глядя на фотографию, он поднял руки и сказал: Я не могу дождаться...»
ВАЗ-2122 был разработан в рамках опытно-конструкторских работ по шифру «Река» на основе «Отраслевого пятилетнего плана крупных исследований и разработок и исследований и разработок вооружения и военной техники на пять лет 1976-1980 годов» и с 1981 по 1985 гг. «Министерство автомобильной промышленности. Главный конструктор - Валерий Иванович Доманский. Первая серия проб была собрана в 1976 году, а последняя (шестая) — в 1987 году.
Подробности о пассажирских автомобилях-амфибиях отечественного производства можно прочитать в книге «Полный привод в СССР», написанной коллективом авторов, включающим таких выдающихся исследователей, как Николай Сергеевич Марков.
Самым интересным из треков является разработка под кодовым обозначением «Суша». Речь идет о создании принципиально нового семейства полноприводных грузовиков повышенной проходимости с колесными формулами 6х6 и 8х8. Первый с капюшоном, второй без капюшона. Оба представлены как в «наземной», так и в версии для водоплавающих птиц. Первые шесть образцов амфибий Урал-43221А (6х6) и Урал-53221А (8х8) были собраны летом 1979 года. Они были неотличимы от обычных Урал-4322 и Урал-5322, поэтому самым страшным преступлением было фотографировать их сзади, с видимыми пропеллерами. Испытывая плавучий автомобиль на озере Тургояк в Челябинской области, заводчане пытались избежать болезненного любопытства рыбаков, угадывая, как долго рыба не клюнет. Военные приняли проект с энтузиазмом, и в октябре 1980 года семейство Суши было рекомендовано к принятию на вооружение советскими военными.
«Урал-43221А» грузоподъемностью 4 тонны отличался от обычного «Урал-4322» закрытым бортовым кузовом с несколько увеличенным объемом и оборудованием для передвижения по воде. Планировалось использовать кабину КамАЗа и турбодизель воздушного охлаждения, а его производство началось в городе Кустанай (нынешний Казахстан). Серийно выпускались только неплавающие машины семейства «Суша».
И тут произошло то, что трудно понять. Все проекты были остановлены, хотя образцы прошли государственную проверку, поставки были приняты, а в некоторых местах началось строительство мастерских. По этому поводу было предложено множество теорий, начиная от изменений в советской военной доктрине и заканчивая личными амбициями новых военных руководителей. Фактически началась пресловутая «каретная гонка» – уничтожение кремлевских старцев. 20 декабря 1984 года скончался маршал Дмитрий Фёдорович Устинов. Его сменил чуть более молодой Сергей Леонидович Соколов, а через три года – Дмитрий Тимофеевич Язов. Как всегда в таких случаях, каждый из них привел с собой команду преданных своему делу людей с новыми взглядами и новыми интересами. Поэтому столкновение амбиций кажется не такой уж неправдоподобной версией. Но есть еще один интересный момент. Некоторое время назад работы по водоплавающим машинам также были свернуты врагами НАТО. Единственное исключение - и у нас, и у них еще есть боевые машины - БТР и БРДМ. Американцы продолжали эксплуатировать морские колесные амфибийные лихтеры водоизмещением 5, 15 и 60 тонн, у англичан – «Алвис Стирварт», а у итальянцев – «Фиат-6640». Так что причина могла быть проще. В какой-то момент они посчитали и поняли, что содержать в эксплуатации два типа автомобилей слишком дорого. А в нашей стране быстро закончились деньги.
BARC, самая большая колесная машина-амфибия непрерывного действия, была создана фирмой ЛеТурно (США) в 1952 году. Было построено 55 единиц. О размерах можно судить по стоящему рядом автомобилю-амфибии GMC DUKW. Аббревиатура BARC расшифровывается как Barge, Amphibious Supply and Cargo. Мобильность обеспечивают четыре дизеля GMC по 265 лошадиных сил каждый и. Он имеет два гребных винта диаметром 1,2 м и обозначен в вооруженных силах США как LARC-LX (легкий, амфибийный, перевалочный, грузовой, водоизмещение 60 тонн). Скорость по суше – 32 км/ч, по воде – 12 км/ч.
Сегодня каждая военная доктрина прошлого подвергается сомнению. Делать предположения о применении водной техники в армии бессмысленно. Иная ситуация с гражданскими амфибиями. Их конструкции становятся все более сложными. Достаточно привести в пример разработку компании Gibbs Sports Amphibians Inc. Родом из Оберн-Хиллз, штат Мичиган. Компания предлагает полную линейку машин-амфибий (Aquada, Humdinga, Phibian, Quadski), построенных по общему принципу убирающегося шасси. Поскольку колеса практически полностью спрятаны в арках корпуса, амфибия испытывает на воде такое же сопротивление, как и любая другая лодка. Поэтому скорость составляет 18-20 узлов (36-40 км/ч), что немыслимо для других машин. Сэр Ричард Брэнсон, известный британский предприниматель, пропагандирующий полеты на суборбитальных космических кораблях, пересек Ла-Манш на амфибии Gibbs Aquada в 2004 году за рекордное время — 1 час 40 минут и 6 секунд.
планирующий дирижабль Гиббс Хумдинга. Разработано компанией Gibbs Technologies. В 2012. Ведущий дизайнер: Саймон Джеймс Лонгдилл. На воде Humdinga развивает скорость 48 км/ч (160 км/ч на асфальте). Грузоподъемность – 750 кг или 6 человек. Цена: 1,6 миллиона долларов. Слово «хуминга» считается жаргонным термином, обозначающим что-то чудесное.
Алан Гиббс из Новой Зеландии создал модифицированную амфибию для использования в военных целях, однако автомобили-амфибии Гиббса остаются дорогими для военных.
соус
Военная ИсторияРоссийская ИсторияИзобретенияВоенная ТехникаСоветские Ретро АвтомобилиДлинные Сообщения0Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От «Носорога» до «Ягуара»: какие автомобили-амфибии создавали в СССР и на Западе.
Свежие комментарии