На протяжении многих десятилетий идет «война» бензиновых и дизельных двигателей, оспаривать ее существование нет смысла.
Сегодня многие производители автомобилей поставляют одни и те же модели как с бензиновыми, так и с дизельными силовыми установками, поэтому нельзя сказать, что тот или иной тип двигателя предпочтительнее.
Но мы все же постараемся узнать все о преимуществах и недостатках бензина и дизеля, чтобы в будущем вы сделали правильный выбор.На автомобильных форумах часто встречаются темы, где автолюбители пишут об использовании бензина для дизелей и наоборот. Спешим сразу предупредить, что использование топлива, тип которого не предназначен для двигателя, является полной ерундой и первым решительным шагом к тому, чтобы двигатель вашего «стального коня» выдохся.
Речь идет о принципиальном отличии дизельных двигателей от бензиновых, которые отличаются способом воспламенения рабочей смеси в цилиндрах. Каковы эти принципы?
Чем «живет» бензиновый мотор
Топливно-воздушная смесь в такой силовой установке образуется вне цилиндра, а именно во впускном коллекторе (это, конечно, если не учитывать возможность непосредственного впрыска). Окончательная смесь паров бензина и воздуха происходит в конце такта сжатия.
При этом в камере сгорания двигателя образуется топливная смесь, которая называется однородной и распределяется равномерно по объему. Сжатие увеличивает температуру смеси, которая нагревается до 500°C, что значительно ниже температуры, необходимой для воспламенения бензина. После этого идут свечи зажигания, которые дают искру и воспламеняют смесь.
Как видите, все довольно просто, если вникнуть. Для тех, кто не задумывался над этим, сразу становится понятен смысл определения «двигатель внутреннего сгорания». Дизельные агрегаты еще называют двигателями внутреннего сгорания, но принцип их работы принципиально отличается от бензиновых агрегатов.
Внутреннее сгорание по-дизельному
Все недостатки бензиновых двигателей компенсируются принципом работы дизелей. Судите сами. В цилиндре такого двигателя сжимается только воздух, на который воздействует давление 30-50 бар. В результате сжатия воздух нагревается до 900°С.
При этом дизель впрыскивается в камеру сгорания перед верхней мертвой точкой поршня. Мелкие капельки дизельного топлива испаряются и образуется топливно-воздушная смесь. Кстати, образование смеси в дизеле происходит на порядок быстрее, чем в бензиновом. Поэтому получается неоднородная или, как ее еще называют, неоднородная смесь, которая самовозгорается и прекрасно горит.
Вот мы и выяснили принципы работы двигателей разных типов. Теперь пора перейти непосредственно к их недостаткам и достоинствам, о которых нельзя говорить однозначно, ведь в определенных ситуациях любой минус двигателя может превратиться в плюс, и наоборот.
В России бензиновые двигатели более популярны, чем дизельные, и это можно объяснить достаточно просто. Причина кроется в нашем сознании и стереотипах, осевших в нем, как осколки.
Мы привыкли, что в советское время дизельные силовые установки устанавливались на тяжелую сельскохозяйственную технику, такую как грузовики КАМАЗ и тракторы Беларус. Но мало кто знает, что дизели устанавливались и на автомобили, которые в основном шли на экспорт.
Статистика говорит о популярности дизельных двигателей. Так, во Франции каждый третий автомобиль «ест» дизель, а в Австрии около 50 % автомобилей оснащены дизельными двигателями. Может, европейцы знают то, что забыли нам сказать?
Обратите внимание: Парковка задним ходом между двумя автомобилями: схема, возможные ошибки, советы специалистов.
Давай выясним.КПД двигателя и его мощность
Принято считать, что по экономичности выигрывает дизельный двигатель. На самом деле раньше так думали, потому что дизель был на порядок дешевле, а сегодня разница в цене между бензином и дизелем практически сравнялась. Однако дизельные моторы все же остаются менее прожорливыми.
Достигается это за счет высокой степени сжатия (20 единиц у дизеля, 10 единиц у бензина), что позволяет превзойти КПД бензинового агрегата примерно на 40%, что, конечно, является довольно серьезной заявкой на победу. Другими словами, сгорание рабочей смеси в дизеле происходит более эффективно.
Владельцы дизельных автомобилей знают, что их расход топлива будет на 20% меньше, чем у их собратьев, которые жертвуют бензиновым богом. Однако это ничуть не умаляет достоинств «зажигалок», которые к тому же могут быть достаточно экономичными.
Выбор между бензиновым и дизельным двигателями как в тупике
В то же время бензиновые двигатели имеют большую мощность. Например, Mercedes-Benz в кузове W124 дизельной версии модели E 200 D имеет под капотом всего 75 «лошадей», тогда как бензиновый аналог «Мерседеса» имеет табун в 136 «лошадей».
Однако здесь есть нюанс: сравнительно небольшая мощность дизеля с лихвой компенсируется стабильной тягой абсолютно на всех оборотах, о которой бензиновые силовые установки могут только мечтать.
Шумовые характеристики
очевидно, что дизельные двигатели создают больше шума и больше вибраций. Вот плюс, который вдруг стал минусом. Все дело в высоком давлении при сгорании топлива.
Впрочем, двигатель винить не надо, а обратите внимание на шумоизоляцию: если она хорошая, то вряд ли, сидя в салоне, вы сможете на слух определить, какой двигатель установлен.
Также многое зависит от того, как вы относитесь к тому или иному недостатку автомобиля. Некоторые исследователи утверждают, что урчание дизельного двигателя на холостом ходу очень похоже на частоту кошачьего мурлыканья. А, как известно, этот звук успокаивает человека и даже обладает целебными свойствами.
Выхлопные газы
Популярность дизельных двигателей в Европе обусловлена прежде всего тем, что они более экологичны. Раньше считалось, что поездка в хвосте дизельной машины сулила неприятные запахи и клубы едкого черного дыма.
Современные дизельные агрегаты соответствуют нормам Евро-4, а неприятный запах – дело вкуса. Многим не нравится запах бензина, а многих не смущает сладковатый запах дизеля.
Вопросы эксплуатации
Бензиновые двигатели менее долговечны, чем дизельные. Это связано с более жесткой и прочной конструкцией блока цилиндров, деталей цилиндро-поршневой группы, коленчатого вала и головки блока цилиндров.
Кроме того, дизель также способствует увеличению срока службы двигателя, поскольку этот вид топлива также в определенной степени выполняет роль смазки.
Но все вышеперечисленное — лишь теория, потому что качество дизельного топлива на российских заправках оставляет желать лучшего. Здесь надо отдать должное бензиновым двигателям, которые более устойчивы к некачественному топливу.
Кроме того, дизельные двигатели очень боятся низких температур. Скорее, дизель не любит, когда столбики термометров опускаются ниже основания. Но это решается с помощью специальных сортов топлива, а также с помощью современных систем отопления.
Низкая морозостойкость дизеля компенсируется тем, что такие двигатели совершенно не боятся воды. Ведь электричество нужно только для запуска дизеля, поэтому он работает без использования электрических цепей. Именно поэтому на внедорожники и танки часто устанавливают дизельные двигатели, которые, как известно, грязи не боятся.
Проблемы обслуживания
Возможно, вопрос технического обслуживания двигателя является самым важным во всей этой истории со сгоранием. Низкое качество российского дизеля, о котором мы говорили выше, означает, что владельцам дизельных автомобилей приходится сравнительно часто менять масла и фильтры, а также регулярно проверять компрессию в цилиндрах.
Если говорить о ремонте, то АЗС реже берутся за восстановление дизельных двигателей из-за их сложной конструкции. К тому же ремонт дизеля обычно дороже, особенно если речь идет о ТНВД (новый ТНВД стоит как подержанная иномарка).
Ахиллесова пята дизельного двигателя
Но ресурс дизельной силовой установки не оставляет ни малейшего шанса бензиновому конкуренту. Именно поэтому МАЗы и КАМАЗы прошлого до сих пор ездят по дорогам России, проезжая иногда до 3 миллионов километров.
Таким образом, мы делаем вывод, что только сочетание всех свойств бензиновых и дизельных двигателей может дать нам идеальные во всех отношениях автомобильные двигатели.
А пока остается лишь руководствоваться собственными предпочтениями и ждать, пока ученые наконец-то научатся ставить миниатюрные ядерные реакторы под капот наших автомобилей.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: На протяжении многих десятилетий между бензиновыми и дизельными двигателями идет «война», оспаривать существование которой нет никакого смысла.
Свежие комментарии