На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоверсты

11 261 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    сам то читал что написал?Катализатор: удал...
  • Vitaly Arkhipov
    А может лучше пересмотреть правила, что бы не морочить головы водителям.Объезд припаркова...
  • Maxim
    Снять с консервации старенькие БРДМ, покрасить белым, полоску Росгвардии на борту, ехать тихонько в правой полосе, кт...В эти выходные ус...

Великий комбинатор: Виктор Луи и его автомобили

Рядовым гражданам СССР имя Виктора Луи мало что говорило – его знали разве что в кругах московской интеллигенции. А между тем этот журналист-международник и заядлый автоколлекционер был одной из самых загадочных фигур советского бомонда второй половины XX века
текст: Владимир Маккавеев  /  28.04.2016

Родившийся в 1928-м, свою трудовую деятельность Виктор, вернее тогда еще Виталий, начал в 15 лет помощником повара в столичном ресторане «Метрополь», обслуживавшем в том числе и иностранные посольства.

Вскоре после войны Луи то ли за шпионаж, то ли за спекуляцию на 25 лет отправился в места не столь отдаленные. Но в 1956 году его освободили и реабилитировали. После чего взяв себе более звучное имя – Виктор – победитель, он устроился на работу в столичное отделение американской телерадиосети CBS.

Впервые Луи громко заявил о себе в 1958 году, продав на Запад стенографический отчет с пленума Союза писателей, во время которого из этой организации исключили Бориса Пастернака. А через шесть лет имя журналиста прогремело на весь мир: в октябре 1964 года он первым, еще до официального объявления, сообщил об уходе с поста генсека Хрущева. В 1967 году не получив согласия дочери Сталина Светланы Аллилуевой он продал на Западе ее сочинение «20 писем к другу». Годом позже та же участь ждала и книгу «Раковый корпус» диссидента Солженицына. Причем некоторые считали, что это было сделано по разнарядке с Лубянки, дабы пресечь ее выход в Советском Союзе. В 1968 и 1971 годах Луи летал на неофициальные переговоры на Тайвань и в Израиль, с которыми у нашей страны в то время отсутствовали дипломатические отношения... Публиковал на Западе сенсационные репортажи – о теракте в столичной подземке в 1977-м, о ссылке Андрея Сахарова в Горьком... и бог знает сколько нужной дезинформации.

Даже сейчас, по прошествии стольких лет, сложно однозначно сказать, кем же он был в большей степени: журналистом, дипломатом, шпионом, контрразведчиком, информатором или провокатором КГБ. Ясно одно, услуги, которые он оказывал главному силовому ведомству Советского Союза и лично его всесильному «кардиналу» Юрию Андопову, были столь ценны и значительны, что Луи стал в СССР своего рода «священной коровой». Он чуть ли не единственный в стране мог позволить себе, не таясь, вести жизнь типичного западного миллионера. Благо за сенсации из-за «железного занавеса» на Западе тогда платили не скупясь и в валюте. Три огромные квартиры с Москве, в том числе четырехкомнатные апартаменты в высотке на Котельнической набережной, роскошная усадьба в Баковке с бассейном, теннисным кортом и скульптурами Эрнста Неизвестного в саду. Коллекции вин, коньяков, антиквариата, машин...

Виктор Луи возле своей подмосковной дачи: на переднем плане его любимый раритет - Bentley 1938 года

«Машин у меня больше, чем у Брежнева!» – любил похвастаться своей дачной автоколлекцией Луи. Брежнев, кстати, на его фазенде в Баковке тоже присутствовал: фарфоровая копилка в виде головы генсека встречала посетителей у входа. Но Луи прощали даже это. Что уж тут говорить про машины, количество которых доходило до двух десятков и временами действительно превосходило собрание Леонида Ильича. Чего у Луи только не было... От отечественных «Москвича»-424 и ВАЗ-2103 до роскошных иномарок и олдтаймеров. Его гараж включал пижонский кабриолет Mercedes-Benz 350SL W107, роскошный представительский Mercedes-Benz 500SEL W126, «трешку» BMW, редкий двудверный Volvo 780, Ford Mustang, Land Rover Series II (предшественник Defender), Oldsmobile, и даже VW Transporter, переделанный в туристический кемпер.

«Москвич»-424

ВАЗ-2103

Mercedes-Benz 350SL W107

Volvo 780

Porsche 911

Основу своей уникальной коллекции иномарок Луи заложил в 1968 году, когда привез в Москву Porsche 911, купленный в Лондоне за 3,5 тысячи фунтов на гонорар от «пристроенной» на Западе рукописи дочери Сталина. Но любимым его автомобилем был уникальный спортивный кабриолет Bentley 4 1/4 Litre 1938 года выпуска.

Bentley 4 1/4 Litre

Таких машин было построено всего три, причем не на Туманном Альбионе, а в Германии – берлинским кузовным ателье Erdmann und Rossi – Jos. Neuss. Две из них растворились в огненных вихрях Второй мировой, а третья чудом уцелела и была привезена в СССР. После того как автомобиль попал к Луи, тот отправил его на реставрацию в Англию. Несколько лет журналист не мог нарадоваться на бриллиант своей коллекции. Но счастье оказалось недолгим: в 1984-м пожар в гараже уничтожил четыре автомобиля из его роскошной коллекции, в том числе и единственный на тот момент в СССР олдтаймер Bentley, оставив от роскошного кабриолета лишь закопченный железный остов да груду головешек. Какое-то время Луи, правда, еще надеялся восстановить своего любимца, даже отправил его в Англию, но от пришедшей оттуда реставрационной калькуляции округлились глаза даже у советского миллионера: проще было купить новый старый Bentley. А вскоре и вовсе стало не до того. Железный занавес, вскормивший Луи, доживал свои последние годы.

Его последним громким успехом, принесшим Виктору кругленькую сумму с пятью нулями, стала продажа на Запад изложения допроса приземлившегося у стен Кремля немецкого летчика Матиаса Руста. Но эти деньги пошли уже на лечение самого Луи, а не его любимого автомобиля. Весной 1987-го в Кембридже Луи перенес операцию по пересадке почки, после которой у него диагностировали рак.

Обгоревший остов его любимого Bentley так и остался в Англии, как и душа «великого комбинатора» Виктора Луи, скончавшегося в Лондоне в июле 1992-го. В Москву вернулись лишь закопченный шильдик с капота Bentley да урна с прахом самого Луи.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх