С течением времени проект обновления вазовской «классики» уже не является секретом. Мы можем оценить, хотим ли мы таких изменений.
Мои сверстники читают роман американского писателя Артура Хейли «Колесо». «Колесо» — это не то, о чем многие думают в наши дни (хотя у Хейли есть замечательный роман о магнате фармацевтического бизнеса).
Жанр, в котором работала Хейли, был известен в Советском Союзе как продюсер. Хейли обратился к языку советских пропагандистов и прославил рабочих. Но как! Среди советской творческой элиты создание тем считалось проигрышным занятием. Сценаристы и режиссеры неохотно брались за эту утомительную задачу — лишь бы сделать ее побыстрее и пропить гонорары. Потом открываешь книгу и понимаешь, что если бы люди не жили социальными обязательствами, сверхпланами и партийными собраниями, то это было бы увлекательное чтение! Хейли углубляется в тонкости той или иной профессии, представляя такие подробности…ВАЗ-2101 с бумажной фарой – один из вариантов обновить свой внешний вид в тесных условиях центра выставочного центра.
Однако предисловие затягивается надолго, и все это из-за фразы из романа «Колесо»:
«Государственные тайны и атомные секреты охраняются порой не так строго, как эскизы деталей будущих машин».
Предложение по улучшению внешнего вида автомобиля ВАЗ-2101 с прямоугольной фарой производства завода ФЭР (Восточная Друла), вариант В.И. Пашко. 1971 год
Только что начался монтаж оборудования на великолепном автозаводе в Тольятти и в бывшей прачечной гостиницы "Санкт-Петербург". 28-летний дизайнер «Центра стиля ОГК «Победа» приступил к работе над прототипами новой, полностью независимой модели ВАЗ. Хотя о какой-либо другой машине, кроме будущего ВАЗ-2101, говорить запрещено, какую тайну скрывает маленький Тольятти? В конце 1969 года центр моды был передан Управлению ВАЗа на ул. У 16-летней Белорусской есть комната, где она может вырезать из пластилина полноразмерные модели. В 1970 году главным конструктором был назначен Марк Васильевич Демидовцев — он прославился на всю страну концепт-автобусом ПАЗ-Турист, и его переманила команда ВАЗа. Стайлинг-центр перенесли в Здание Вспомогательных мастерских (ВЦ), где уже можно было расширяться. Помимо разработки переднеприводного ВАЗ-1101 и полноприводного ВАЗ-2121, добавилась задача модернизации ВАЗ-2101.
Предложение по улучшению внешнего вида автомобиля ВАЗ-2101 с прямоугольной фарой производства завода ФЭР (Восточная Друла), вариант В.А. Антипина. 1971 год
Зачем модернизировать новый, еще не до конца освоенный автомобиль, когда в его создание уже вложено столько сил и денег? Для среднестатистического советского человека, не знакомого с понятием «производственный цикл», это было трудно объяснить (к тому же Артур Хейли еще не закончил свой роман «Колесо»). Однако в производственном цикле автомобиля от формулирования технического задания до запуска серийного производства проходит от трех до пяти лет. Другими словами, если бы мы начали разработку новой модели в 1970 году, в производство она пошла бы только в 1973 году.
ВАЗ-21011 и ВАЗ-21021 разрабатывались с января по апрель 1972 года.
Существует только один экземпляр универсала ВАЗ-2103. Его предлагали сами итальянцы, но, проанализировав советский рынок, руководство Волгаского автозавода решило остановить свой выбор на универсале 2102. В дальнейшем на экспорт пошли ВАЗ 2102 с двигателями объёмом 1,2 и 1,5 литра. Эти автомобили явно заменили Fiat Familiare на западных рынках.
Поэтому, несмотря на прекрасную основу (которая в итоге привела к запуску на Волгаском автозаводе каждый год новой продукции в течение пяти лет подряд), никто не стоит сложа руки. Меняются требования ЕЭК ООН, меняется мода – мы должны соответствовать. При этом нам приходилось работать в жестких рамках, установленных отлаженными производственными процессами. Владислав Иванович Пашко, один из конструкторов, занимавшихся модернизацией ВАЗ-2101, считает, что перепроектировать существующую модель гораздо сложнее, чем создать новую: «Существует множество ограничений, которые связывают руки конструкторам».
Обновлен внешний вид Зигулей по предложениям Владимира Алексеевича Антипина, 1974 год.
Поэтому, прежде чем приступить к разработке ВАЗ-21011, Владислава Ивановича Пашко предупредили: «Есть форма, постарайтесь под нее приспособиться!» х 20 метров. Ну, сотрудничайте, сотрудничайте! Изменения в облицовке были смоделированы путем нанесения гуаши на бумагу Waterman в натуральную величину. Готовый автомобиль сходит с конвейера, слой за слоем наклеивая на переднюю часть бумажную подкладку.
Салон соответствует требованиям ЕЭК ООН по пассивной безопасности: мягкая передняя панель, зеркало заднего вида на шарнирах, антибликовое устройство, подвесная педаль акселератора.
Однако главный конструктор Демидовцев имел опыт создания первого в нашей стране самостоятельного комплексного заводского конструкторского центра на Павловском автобусном заводе (1965 г.). В Тольятти, конечно, дела обстояли проще – Уоттс был в этой области куда более способным, чем Павлов. Однако Демидовцев дрожащими руками передал меморандум о создании полноценного центра стиля В. Н. Полякову. Я решил, что стены шоу-рума обязательно должны быть отделаны мрамором, но в «Сервисе» написал: «Улучшить отделку стен». Документ подписал генеральный директор. Так родилась знаменитая «Греческая комната». В это время Аркадий Лакин читал по телевидению одноименную миниатюру Михаила Жванецкого. Мраморный, древний, греческий – название родилось само собой.
Главный конструктор АвтоВАЗа Марк Васильевич Демидовцев (13 мая 1929 – 1 июня 2011) выступает на семинаре «От дизайна к производству» в Тольятти 21-22 октября 1983 года.
План этажа дома 50 в стиле АвтоВАЗа. Комната с двумя вертушками – «Греческая комната». Кстати, о конфиденциальности проектных работ: после переезда проектировщиков в дом 50 их сначала охраняла охрана.
Работы над ВАЗ-21011 завершились в апреле 1972 года. Владислав Иванович Пашко, Николай Иванович Кузнецов, Владимир Еластович Степанов и Владислав Иванович Почти все предложения Владимира Алексеевича Антипина были отклонены. Тем не менее, следует признать, что реализация модернизации носит весьма творческий характер. Внешне автомобиль отличается от ВАЗ-2101 бампером без «клыков», решеткой радиатора другого дизайна и логотипа, передней панелью с кожухом фары (деталь 21011-5301240), четырьмя окнами, задними дефлекторами стоек крыши, наружные зеркала разной формы и приборная панель, покажем обивку сидений, подлокотники и дверные панели (пепельница встроена в заднюю часть). В соответствии с требованиями ЕЭК ООН габаритные огни сделали оранжевыми, габаритные фонари встроены в фары, отражатели встроены в задние фонари, перенесены фонари заднего хода, удалено травмирующее кольцо звукового сигнала на рулевом колесе, а также безопасность установлены внутренние зеркала.
«В греческом зале, в греческом зале!…» Один из вариантов модификации ВАЗ-21011, конструктор Владимир Алексеевич Антипин, 1974 год.
вид сзади.
Обратите внимание: Классика будущего: Ford Raptor.
Фонарь заднего хода расположен под обычной крышкой заднего фонаря.Технические улучшения хорошо известны (в первую очередь, двигатели). Хочу лишь отметить, что в этой машине до сих пор имеется напольная педаль акселератора – ее подвесили до июля 1975 года.
Универсал ВАЗ-2102 претерпел точно такие же изменения – модификация получила обозначение ВАЗ-21021. Но запускать его в производство не спешили: считали, что советских потребителей наверняка устроит обычный ВАЗ-2102. Отдельные разработки (в основном определяемые нормами активной и пассивной безопасности) используются для экспорта «комби» и «универсалов». Однако до замены на ВАЗ-2104 экспортный универсал Lada сохранит клыки и будет лишен ноздрей на передней части.
Владислав Иванович Пашко напомнил, что компания Fiat предлагала АвтоВАЗу модель Fiat-131 Mirafiori в качестве замены серии 2101, и он даже изучал варианты внешнего вида.
Более того, ранее универсал на базе ВАЗ-2103 решили не выпускать – ограничились доработанной ВАЗ 21023 с двигателем Трешкина. В очередной раз поражаешься, насколько дальновидным является соглашение с Фиатом! Имея три варианта кузова и три базовых двигателя, и грамотно объединив их вместе, Вржский автозавод смог выпускать более 20 различных «классических» моделей с минимальными затратами»!
Однако по мере того, как весь список постепенно исчерпался, вновь назревал вопрос об изменении «классического» экстерьера и интерьера. Первоначально, в 1974 году, дизайнерам было предложено придумать только новые заднюю и переднюю панели, оставив без изменений все крупные передние панели (марки стоят дорого!). Мы попробовали и не нашли никакой выгоды. Тогда решили изменить экстерьер, оставив только самые большие отпечатки – пол, крышу, лобовое стекло. Fiat уже пошел по этому пути, выпустив модель Fiat-131 Mirafiori. В Центре стиля ВАЗ было выпущено несколько поисковых моделей в натуральную величину, одна из которых (дизайн Владимира Эрастовича Степанова) в итоге стала серийным ВАЗ-2105. По словам уважаемого Владислава Ивановича Пашко, ВАЗ-2105 имеет гораздо чище внешний вид, чем Фиат-131, хотя в нашем случае у конструкторов было больше ограничений, чем у итальянских. В основном мешало большое количество инструментов на конвейере, иначе его пришлось бы переделывать. Ведь запуск нового кузова – это фактически строительство нового завода.
Это не «Шестерка», а ВАЗ-2103 С. Одним из самых интересных элементов автомобиля являются задние фонари со встроенной подсветкой номерного знака (автор Владислав Эрастович Степанов). Обе стороны знака освещены. Переднюю часть ВАЗ-2106 спроектировал Владимир Алексеевич Антипин.
Конечно, руководство завода хочет, чтобы все осталось по-прежнему, потому что не хочет нести дополнительные расходы. Грубо говоря, это бедность. Не из эстетических соображений. Никогда не догадаетесь, какое первое условие поставили конструкторы перед началом проектирования ВАЗ-2106: сократить использование дорогих цинковых сплавов в декоративной обшивке передней части! Тут-то и пришел на помощь пластиковый «стакан» (кстати, сама решетка со временем стала цельной, поскольку в отличие от решетки ВАЗ-2103 она уже была помещена в обшивочный бак завода ДААЗ). Повторяем: творчество, воображение!
Судьбу новой машины в Советском Союзе могло решить слово высокого гостя из столицы, даже могущественного генерального директора Виктора Николаевича Полякова (второй слева) в своих. Перед ним тоже был трепет. Технический директор Житков дал пояснения, а команда узнала ведущего конструктора Владимира Сергеевича Соловьева (который еще жив; возможно, это одна из последних его фотографий). 1975 год
Но оказывается, что этот скупой подход – правильный! Испанская компания SEAT первой украсила Fiat 124 прямоугольными фарами: они выглядят продуманно. Как роскошный макияж на пожилой даме. Кого испанцы пытаются ввести в заблуждение? Зато Лада с круглыми фарами выглядит вполне органично среди своих европейских конкурентов – честный дизайн стоит своих денег. В целом, в этом ценовом сегменте цена и потребительское качество превосходят моду. Даже определившись с модой.
Вообще говоря, успех на рынке не всегда гарантирован модностью продукта. Хорошим примером является ВАЗ-2106, который до последних дней на конвейере пользовался повышенным спросом.
ВАЗ-2101 обновлённая радикальная версия, предложенная конструктором Пашко. Модель из натурального пластилина. Проект носит амбициозное название «ВАЗ-2101-80», модель «олимпийского» года!
В правой части пластилиновой модели ВАЗ-2101-80 находится «три двери». Так делают во всех дизайн-студиях мира для экономии места: все равно обе стороны одновременно не увидишь!
Все это более подробно описано в книгах. Помимо знаменитой трилогии «Огонь благородных помыслов», готов порекомендовать книгу Павла Молчанова о ВАЗ-2106 «Шестая и главная часть». Если повезет найти, тираж всего 500 экземпляров. Особо упоминается как уникальный представитель классического семейства, построенный в 1979 году практически по заказу самого Брежнева. На штатный ВАЗ-2106 с «канадскими» алюминиевыми буферами конструктор Александр Беляков и механик Михаил Антонов установили шикарную отделку утвержденного производства ВАЗ-2107, а также ВАЗ с интегрированными подголовниками и дверными картами сидений ВАЗ-2107. Эту машину прозвали «Шесть тридцать».
Однако обстоятельства появления и дальнейшая судьба этой уникальной машины остаются загадкой. Почему-то считается, что эта машина была спроектирована для племянника Леонида Ильича. А у Брежнева племянника, кажется, нет…
Напротив, известно, что в апреле 1979 года Галине Леонидовне Брежневой исполнилось 50 лет. В марте Председатель Совета Министров СССР Косыгин одобрил серийное производство ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.
Если дизайнер создает объект, который в дальнейшем невозможно никак улучшить, это, несомненно, является доказательством его творческого успеха. Конечно, это всего лишь предположение. Многие с ней не согласятся. Например, хотя все известные на сегодняшний день попытки «модернизировать» Ниву ВАЗ-2121 (конструкции Валерия Павловича Семушкина) закончились лишь обезображиванием первоначального замысла. Выдвинутую гипотезу подтвердили и попытки перепроектирования ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 и ВАЗ-2104 в период перестройки - совершенно беспомощные.
источник
технологии изобретения автомобилей История автомобилей СССР Советское производство ВТОВАЗ Двигатель ретро-автомобиля Хочу все знать Длинная статья 5Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию.
Свежие комментарии