На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоверсты

11 261 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    сам то читал что написал?Катализатор: удал...
  • Vitaly Arkhipov
    А может лучше пересмотреть правила, что бы не морочить головы водителям.Объезд припаркова...
  • Maxim
    Снять с консервации старенькие БРДМ, покрасить белым, полоску Росгвардии на борту, ехать тихонько в правой полосе, кт...В эти выходные ус...

Что такое сцепление и как его проверить за 10 минут

В конструкции МКПП любого автомобиля имеется механизм сцепления. Предназначен для временного отключения двигателя от коробки передач при переключении передач или для буксировки на жестком приспособлении. Устройство представляет собой функциональный узел, включающий в себя маховик, выжимной подшипник, пружину и другие детали.

В этой статье мы разберемся, что такое сцепление, как оно работает и какие бывают поломки.

Что такое сцепление в автомобиле

Чтобы понять, что такое сцепление, необходимо изучить его конструкцию и принцип работы. Узел позволяет плавно переключаться между скоростями и двигаться плавно. Для управления сцеплением в кабине автомобиля имеется педаль. Он может быть соединен с коробкой с помощью гидравлики или троса.

Для чего нужно сцепление в авто

Механическая коробка передач автомобиля нуждается в плавном переключении между передачами. Это обязательное условие для нормальной работы. Что такое автомобильное сцепление? Это механическое или гидравлическое устройство, в котором водитель соединяет маховик двигателя с главным валом с механической коробкой передач. Сцепление на автомобиле нивелирует возможные рывки в момент включения передач в коробке передач. По сути, он приводит в движение главную ведущую шестерню, которая является частью корзины сцепления.

Принцип работы сцепления

Сцепление работает так:

  • Водитель нажимает педаль сцепления, которая связана гидравлическим или механическим тросом с рычагом вилки.
  • Если она гидравлическая, то поршень давит на вилку, воздействуя тем самым на выжимной подшипник.
  • В механической вилке он оттягивается за счет натяжения троса. Руками это сделать достаточно сложно, а вот ногами добиться нужного нажима гораздо проще.
  • Подшипник давит на выжимной диск, который перестает контактировать с поверхностью трения маховика, тем самым освобождая его.

Механизм сцепления разработан таким образом, чтобы автомобиль трогался и останавливался максимально плавно. Что также обеспечивается счетчиком. Принцип работы сцепления механической коробки передач с гидроприводом несколько сложнее из-за наличия рабочего цилиндра, но выжать его проще со стороны водителя, так как гидравлика передает значительное усилие.

Устройство сцепления

Чтобы ответить на вопрос, как выглядит сцепление автомобиля, необходимо разобрать узел. Помните, что есть два варианта конструкции – гидравлическая и механическая с тросовым приводом. Между ними существуют следующие общие компоненты:

  • Ведомый диск или диск сцепления, он содержит фрикционные накладки, за счет которых происходит сцепление с маховиком.
  • Нажимной диск, входящий в состав корзины сцепления, крепится к корпусу демпферными пружинами и дополнительными пружинными элементами, отталкивающими диск.
  • Диск нажимается нажимными пружинами, соединенными с рычагами расцепления.
  • На другой конец рычагов давит упорный подшипник.
  • Спусковая вилка механически связана с прикладом.
  • Подшипник скользит по шлицам на входном валу коробки.

Виды сцепления

Механическое сцепление автомобиля бывает двух видов в зависимости от типа привода: гидравлическое и тросовое. Также бывает:

  • демпфер;
  • влажный;
  • сухие двухдисковые;
  • с керамическим покрытием.

Сухое сцепление

Демпферная муфта представляет собой тип механизма сцепления коробки передач с коленчатым валом. В нем используется специальный демпферный маховик. С одной стороны он крепится к валу двигателя, а с другой к редуктору. Основная задача демпферного маховика – устранение вибраций со стороны двигателя. Он состоит из двух частей, соединенных демпферными элементами. Это классический тип сцепления с нажимным диском сцепления, выжимным подшипником и другими компонентами. В такой конструкции диск будет чаще изнашиваться, что может проявляться различными царапинами и различными другими дефектами. Классический вариант сцепления называется сухим.

Мокрое сцепление

Конструкторы пришли к выводу, что узел мокрого сцепления, где диски в масле, будет изнашиваться гораздо медленнее. Он действует как смазка и охлаждающая жидкость. Ресурс таких коробок больше, но ремонт дороже. Мокрое сцепление обеспечивает более плавное переключение передач и позволяет передавать больший крутящий момент. Это займет больше времени, чем обычно, по многим причинам.

Сухое двухдисковое сцепление

Плавность переключения скоростей конструктора достигалась разными методами. Одни пошли по пути изготовления мокрого сцепления, а другие добавили еще один диск и специальную прокладку между трущимися поверхностями. Он предназначен для передачи высокого крутящего момента и устанавливается на машины с мощными двигателями. Дешевле и проще в производстве, чем мокрое сцепление.

Сцепление двухмассового маховика

В составе сцепления автомобиля с двухмассовым маховиком используется маховик специальной конструкции. Он состоит из двух частей, между которыми имеется небольшой отступ. Одна часть крепится к коленчатому валу, а другая к ведущему шкиву. Фактически это демпфирующий механизм, так как диски соединены пружинами.

Обратите внимание: Компьютерная диагностика: что это такое и как часто нужно делать.

Также обеспечивает плавную работу при неравномерности частоты вращения вала на двигателе.

Особенности керамического сцепления

Основной причиной выхода из строя сцепления является изношенный ведущий диск. Поэтому дизайнеры разработали новые материалы, обеспечивающие лучшее сцепление. Так появились диски с керамическими поверхностями в корзинах сцепления. Типичная кормовая смесь представляет собой спрессованную массу из стекла, металлической стружки, резины и смолы. Полученный материал хорошо выдерживает высокие температуры порядка 300-400 градусов. Эти показатели присутствуют в обычном автомобиле. Температура дисков в спортивных автомобилях значительно выше. Здесь стандартный состав дисков не подойдет. Для работы при температуре 600 градусов был придуман комбинированный материал на основе керамики и кевлара.

Ресурс сцепления

Срок службы сцепления автомобиля во многом зависит от интенсивности эксплуатации автомобиля, качества самой сборки и даже расходных материалов. Для разных видов оборудования срок индивидуальный. В среднем износ сцепления разных типов колеблется от 30 до 160 тыс км. Есть много факторов, которые могут повлиять на время работы. На спортивных автомобилях при частых резких стартах и ​​быстрой смене скорости держится до 80 тыс км. Для ценителей механики, предпочитающих аккуратно ездить и регулярно проверять состояние автомобиля, он может прослужить до 200 тыс км.

Как понять, что пора менять сцепление

Неисправность сцепления можно определить невооруженным глазом. Так как этот механизм напрямую влияет на комфорт управления автомобилем, то достаточно учитывать ряд основных функций. Для получения более точной информации о неисправности требуется диагностика сцепления.

Причины неисправности сцепления

Поскольку сцепление представляет собой комплекс узловых компонентов, причин выхода из строя сцепления множество. Рассмотрим самые важные из них:

  • износ поверхностей фрикционных дисков;
  • разработка спускового подшипника;
  • маслосъемные и другие виды загрязнений трущихся поверхностей дисков;
  • выработка маховика, зубчатого венца, поверхности контакта с диском;
  • варенье из росы, вилки;
  • износ резиновых втулок в главном и рабочем цилиндре сцепления;
  • износ лепестков корзины и т.д.

Признаки неисправности сцепления

Наиболее важные неисправности сцепления можно определить по характерным признакам:

  • значительное изменение или постепенное ухудшение динамики, особенно ощущаемое под нагрузкой;
  • увеличенный свободный ход педали;
  • ощущаются рывки при запуске автомобиля или при переходе с низшей на высшую передачу;
  • сложный разгон автомобиля, не тянет груз;
  • при разгоне в салоне запах гари и т.д.

Неполное разъединение сцепления

При неполном выключении сцепления автовладелец почувствует характерные рывки. Профессионалы в этой ситуации используют фразу «ведение сцепления». Признаком такого поведения является слишком маленький свободный ход педали. Нельзя ориентироваться на одну характеристику для одной марки автомобиля. Необходимо ориентироваться на данные, указанные в паспорте автомобиля. Если значение действительно не совпадает, проверьте также:

  • регулировка работы сцепления;
  • не деформирован ли диск сцепления;
  • клин диска и другие дефекты.

Пробуксовка сцепления

Еще одна неисправность, возникающая на изношенных механизмах, — пробуксовка сцепления. В этом случае говорят «соединительные провода». Это свидетельствует о загрязнении рабочих поверхностей дисков или их сильном износе. В такой ситуации даже при полностью отпущенной педали сцепления нет нормального контакта с поверхностью маховика.

Возникновение нетипичных шумов при выжимании педали муфты сцепления

Еще одной распространенной ошибкой является ситуация, когда при нажатии на педаль сцепления слышны посторонние звуки. Нехарактерный шум может быть вызван:

  • разрушающийся выжимной подшипник;
  • износ лепестков корзины сцепления или пружин демпфера;
  • износ подшипника ведомой оси;
  • отказ сцепления.

Педаль сцепления издает скрип не идет назад

Часто бывает, что при нажатии на педаль сцепления раздается скрежет и она не возвращается в исходное положение. В этом случае наиболее вероятен износ втулок в главном цилиндре, износ привода или заедание пружины рычага. Точно определить неисправности сцепления такого типа можно при разборке.

Сцепление отключается при резком нажатии на педаль

Если педаль сцепления отключается при сильном нажатии на нее, вероятно, изношен гидравлический контур. Скорее всего, это сброс давления, из-за которого рычаг отодвинут назад. Причиной также может быть сильный износ гильз цилиндров и недостаточное количество жидкости в системе. Износ диска сцепления в данном случае не влияет на отключение, его просто нет.

Рывки авто при работе педалью сцепления

К отказу сцепления относится и ситуация, когда наблюдаются рывки при педалировании. Это лишний раз говорит об износе вкладышей или о том, что они расшатываются. Замена диска решит проблему.

Недостаточное усилие при нажатии на педаль сцепления

Если на вашем автомобиле установлено гидравлическое сцепление, этот симптом может появиться со временем. Это указывает на наличие воздуха в системе. Ремонт заключается в прокачке контура для его удаления.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Что такое сцепление и как его проверить за 10 минут.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх