У бизнесмена Илона Маска тяжёлый характер и репутация человека, лёгкого на обещания. Но это не мешает многим боготворить его за нынешний бум в электромобилях. Как и сами электромобили, впрочем. С ними прогрессивно мыслящие личности связывают надежды на скорые похороны современных дерзких петрократий. Мол, как только электрокары потеснят авто с ДВС, мировое потребление нефти резко упадёт и тогда зашатаются многие троны.
Осталось лишь немного – лет 15-20 подождать...
Надо заметить, это заблуждение, отводящее электромобилям ведущую роль в сокращении нефтяного спроса, весьма популярно. Одни разделяют его с радостью, другие с тревогой. Но независимо от сопроводительных эмоций, оно всё равно остаётся искажением реальности.
В отличие от пользователей Живого Журнала, большинство нефтяных компаний с оптимизмом смотрят в нефтяное будущее. По их прогнозам, мировой спрос на нефть продолжит расти в среднем за последние 10 лет темпе. И к 2040 году вырастет примерно на 10% от текущих уровней. Международное энергетическое агентство намного скромнее в ожиданиях. Но рост видит и оно.
В свою очередь, энтузиасты электромобилестроения полагают, что все эти прогнозы грешат субъективизмом. Ибо не учитывают электромобильного бума.
Здесь тоже никуда не деться от прогнозов. Например, прогнозируется, что продажи электромобилей будут расти в мире ускоренными темпами. И вырастут почти в 20 раз менее чем за 15 лет.
Поскольку около 60% потребления нефти обеспечивает транспорт, этот взрывной рост обернётся сокращением глобального спроса на 5,2 млнбаррелей в день, согласно прогнозу МЭА.
Это солидный недобор, честно говоря. Тогда в чём же заблуждаются сторонники электрокаров?
В том, что электромобиль не только не единственный, но даже не самый крупный источник потенциального снижения спроса на нефть.
Так, мировые автопроизводители тоже не сидят, сложа руки. Они упорно работают над повышением эффективности и экономичности ДВС, а также задействуют другие ресурсы для снижения потребления моторного топлива. Например, умные навигационные технологии позволят водителям грузовиков сократить расстояния при перевозках, в то время как улучшения в части аэродинамики дадут автомобилям возможность проезжать дальше при меньшем расходе топлива.
Параллельно ведётся работа над применением иных видов топлива на транспорте. Одни делают ставки на водородные двигатели, другие – на гибриды, третьи ставят на биотопливо. Есть ещё четвёртые, пятые, десятые категории проектов по сокращению нефтяного потребления.
В итоге, если агрегировать все три источника снижения нефтяного спроса, картина получится такой.
Конечно, нельзя не заметить, что настоящая движуха начинается после 2020 года. То есть, за горизонтом реального прогнозирования. Вместе с тем подобная футурология не отменяет, а лишь подчёркивает тот факт, что совсем не электромобили загасят спрос на нефть. Более того, часть её потребления может перетечь в энергетику: электрокарам нужен ток из розетки в любое время суток и при любой погоде, а солнечные панели и ветряки пока не отличаются устойчивостью выпуска. Мазут же – вполне себе топливо для ТЭС, что бы ни говорили зелёные.
А вы считаете электромобили главной угрозой нефтяному благополучию?
Свежие комментарии