Но прорыва не произошло - ВНИИТЭ остался в единственном экземпляре...
К этой истории мы вернемся позже. Между тем, давайте вспомним, что первые специальные такси, пусть и не столь революционные, в СССР пытались построить за три десятилетия до необычного прицепа.
В начале 1930-х годов завод «Аремкуз» в Москве выпускал небольшое количество оригинальных седанов на базе единственного советского легкового автомобиля тех лет — ГАЗ-А.
Открытые автомобили мало подходили для такси, а собственный седан ГАЗ-6 Горьковский завод так и не освоил.Но когда запустили в производство седан ГАЗ-М1, горьковчане изготовили прототип версии такси. Однако изменения оказались не такими серьезными: запасное колесо убрали с задней стенки в сторону, сзади разместили складной багажный поддон, а на крыше разместили небольшую табличку с надписью «такси». Эта модификация не пошла в производство, но некоторые таксопарки сами изготавливали и устанавливали знаки на свои автомобили.
В конце 1930-х годов представительские ЗИС-101 начали работать и в качестве маршрутных такси. Но с тех пор прозаическую услугу по перевозке пассажиров выполняют сериалы. Вернее, почти серийные автомобили.
«Победа» и «Волга», помимо счетчиков такси, известных в народе как счетчики, отличались упрощенной отделкой. Правда, в начале 1960-х годов в производство поступила еще одна модификация «Волги» — ГАЗ-21Т с раздельными передними сиденьями. Правый можно было быстро сложить, чтобы разместить багаж рядом с водителем.
Заброшенные, измученные тяжелым трудом «Волги» прошли капитальный ремонт в Москве на втором авторемонтном заводе — ВАРЗ. Там они были выкрашены в белый цвет с красной крышей. Люди, конечно, называли такие машины «красными колпаками», а таксисты иногда называли их «варзухами» и не очень любили. Качество ремонта было низким, тем более, что на ВАРЗе работали и обитатели ЛТП (лабораторно-лечебных центров) — советских полутюремных учреждений, где пытались лечить алкоголиков.
От стандартной «Волги» ГАЗ-24-01 отличался простой кожаной обивкой сидений и уменьшенным 85-сильным двигателем. Вскоре в такси появились и универсалы ГАЗ-24-04. Поначалу проезд на них стоил в полтора раза дороже, чем на седане – 15 копеек за километр, но вскоре цены на все автомобили были подняты до 20 копеек. В 1980-е годы уже на базе ГАЗ-24-10 выпускалась версия 24-17 с бензиновым двигателем. Таких машин делалось не так много, но аналогичный вариант задумывался и как модификация ГАЗ-31029.
Эпизодом в истории советских такси стали огромные ЗИС-110 и ЗИМ ГАЗ-12. Первые функционировали как маршрутки, а вторые – как обычные такси. Парк ЗИМов заметно пополнился в начале 1960-х годов, когда Н. С. Хрущев начал борьбу с бюрократическими привилегиями. В том числе и передача таксомоторным компаниям престижных семиместных седанов.
Москвич-402 и 407 имели официальные версии для такси. Позже были еще редкие в этой службе Москвич-408, а в 1980-е годы - 2140. Но "Москвичи" для такой работы, да еще и при не самом тщательном обслуживании, были явно слабы, что, кстати, и было отражено в знаменитой комедии о последнем рабочем дне замученной 407-й «Москвичонки» — «Зеленый свет».
Гораздо более многочисленной была армия больших грузовиков.
По большому счету
Грузовые и пассажирские такси на базе грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ строились еще в 1930-е годы. В частности, ленинградский завод АТУЛ и московский Аремкуз.
Обратите внимание: Chevrolet сделал новый Silverado самым большим в классе «грузовиком».
Самым простым, если не сказать примитивным, оказался послевоенный автомобиль столичного завода. Фактически это был пикап на шасси ГАЗ-ММ с скамейками по бокам. Основной задачей таких машин была перевозка колхозников от вокзалов на рынки. Интересно, что документация по производству таких такси была передана на несколько заводов в разных частях Советского Союза.В 1950-е годы на базе автобусов РАФ-251 производились и грузопассажирские такси. Машины были рассчитаны на 14 пассажиров и целых 800 кг груза. С использованием микроавтобусов РАФ-977 начали эксплуатировать, а затем и микроавтобусы семейства 2203.
Роль грузовых такси выполняли грузовики ГАЗ, начиная с 1951 года. Они имели высокие борта, брезентовый кузов и откидные скамейки. Были модификации с калиткой в задней двери, лестницей для удобного подъема в кузов и таксометром. Кстати, на жаргоне таксистов таксометр назывался «единицей». Так что с годами встретить таксиста, готового ездить только «по прибору», а тем более грузовиков, становилось все труднее.
Из несбывшегося
Вернемся к ВНИИТЭ-ПТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а ПТ – перспективное такси). Машина, инициатором которой выступил Ю. А. Долматовский - художник, популяризатор и романтический мечтатель - был действительно очень интересен.
Прицеп имел двигатель «Москвич-408», расположенный сзади поперечно. Радиатор находился спереди. Справа была огромная раздвижная дверь с электроприводом. Педальный блок был регулируемым, имелось место для багажа и стекло, отделяющее кабину от салона.
В самом конце 1964 года машина пошла в опытную эксплуатацию. Конечно, ВНИИТЭ оказался просторнее, маневреннее и практичнее, чем «Волга». Автомобиль восторженно описывался в прессе, а также сообщалось о планах построить на ЕрАЗе опытную партию.
Но ВНИИТЭ-ПТ остался единственным прототипом. Ни один завод не мог позволить себе взяться за производство столь оригинального и сложного автомобиля, причем только для службы такси. Так что британцы, восхвалявшие советскую машину, по сути, остались единственными производителями специального автомобиля-такси.
Что ж, в российской истории было несколько попыток сделать из серийных автомобилей удобные для такси модификации. В середине 1940-х годов в Германии построили шестиместный «Москвич-400», удлиненный на 500 мм, с двумя складными накладными сиденьями».
В перестроечные времена ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 пытались удлинить, а сам Тольяттинский завод показал модификацию удлиненной «десятки» ВАЗ-21108. Примерно в это же время завод «Москвич» построил высокий универсал модели 2901 и даже пикап с крышей над кузовом. Но все эти автомобили остались лишь эпизодами в долгой истории «таксистроения» в нашей стране. Но без таких эпизодов эта история была бы гораздо скучнее.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: В 1967-м британская пресса назвала «вероятно, самым современным такси в мире» футуристичный советский прототип ВНИИТЭ-ПТ.
Свежие комментарии