С кем автолюбителю приходится дорогу делить

Автор фото: Валерий Скоков.
Ближе к вечеру во дворе родного дома слышится бешеный рев и рокот. Из-за поворота выскакивает парень на мопеде, который чуть не сшибает (а иногда и сшибает) двух мамаш с колясками. Такие истории в разных вариациях может рассказать, наверное, каждый житель Москвы и Подмосковья. Но даже тихий велосипед может оказаться причиной чьего-то шока.
- Ехал я по Волоколамскому шоссе и чуть не сбил велосипедиста, который двигался в среднем ряду. Чего он туда выскочил - непонятно, но если раньше народ на своих железных ослах только по обочине катил, то теперь они выскакивают на любое шоссе, - поделился наш читатель Георг Артурович. - Такое ощущение, что люди вдруг резко поняли, что велосипеды - это здорово, а вот ПДД изучить не удосужились.
При этом Георг Артурович заметил, что "железными ослами" владельцев велосипедов он назвал не с целью кого-то обидеть. Просто если скутер или мотоцикл - это железный конь, то более медленный двухколесный тоже должен иметь свою аналогию с животным...
Между тем автомобилистам стало действительно не до шуток. С понедельника к нам в редакцию позвонили несколько автолюбителей, которые возмущались поведением на дороге именно велосипедистов и скутеристов. И мы задались вот каким вопросом.
С прошлого года все владельцы мопедов должны получать права, и без них на дорогу не соваться. Но так ли происходит на самом деле?Как автомобилист, который каждый будний день проводит в дороге, замечу, что воочию удалось запечатлеть присутствие на дорогах и железных коней, и железных ослов. Однако велосипедисты на магистрали все-таки редкость, а мотоциклисты, хотя, как и раньше, ездят между рядами, нарушая все правила ПДД, все-таки не такие частые гости на большой дороге. Впрочем, автоэксперты "успокоили": это просто сезон еще толком не начался.
- Я думаю, что мопеды еще не все с дач привезли и еще не у всех оттаяли дороги, чтобы добраться на скутере до города, - высказал свое мнение инструктор автовождения и руководитель портала для автомобилистов "Rulek" Руслан Хасянов. - Вот дождемся летних каникул у школьников, и станет ясно, насколько испугались новых запретов жители столицы на самом деле. Но я считаю, что сейчас, в конце марта, на дорогах заметно гораздо большее присутствие именно велосипедистов, и это реально плохо. Я ни в коем случае не являюсь противником велосипедного движения. Просто велосипедисты часто выезжают даже на автомагистрали, что строжайше запрещено. По большей части эти люди не знают никаких правил дорожного движения, при езде даже не удосуживаются обозначить, что поворачивают, подняв нужную руку, но уверенно едут по дороге, видимо, думая: машина не собьет, водитель же не хочет разборок с полицией.
По мнению нашего эксперта, перед тем как выезжать на дорогу, велосипедисты должны выучить ПДД и пройти обследование в псих- и наркодиспансерах, а также получить заключение от офтальмолога. Ведь именно такие проверки проходят автомобилисты и мотоциклисты, сдавая на права и тем самым доказывая свою адекватность при выезде на дорогу.
- У велосипедистов должна быть такая же ответственность, как у остальных участников движения, - заключил Руслан Хасянов. - Но для начала им хорошо бы знать хотя бы основные правила: нельзя отъезжать от правой обочины более чем на метр; нельзя рассчитывать, что вам уступят дорогу автомобилисты, если вы переезжаете дорогу по "зебре". А коль хотите двигаться в транспортном потоке, то извольте прикрутить боковые зеркала к велосипеду, а также все положенные катафоты.
Примечательно, что не одобрил поведение двухколесных на дорогах и независимый автоэксперт Сергей Асланян:
- Проблема в том, что наши чиновники пытаются по советской привычке разбить всех людей на категории. Так, у нас есть категория автомобилистов, которые все время что-то должны и обязаны, есть категория бабушек с тележками, которым на автобусах положено нестись на всех парах по выделенной полосе в поликлинику.
У нас есть пешеходы, у которых всегда преимущество, даже если они выбегают на дорогу не на зебре. И теперь у нас пытаются создать новую категорию: велосипедистов и мотоциклистов. И тут ситуация довольно странная. Что касается мотоциклистов, то все владельцы скутеров сейчас тихо себе радуются и ездят по городу, живя с надеждой, что введенные категории прав для мопедов еще долго будут невозможны для открытия из-за отсутствия программ обучения в автошколах. А вот велосипедисты - это те люди, что уверены, что им все всё должны: им должны не мешать ехать по МКАДу со скоростью 30 - 40 км/ч, хотя это и запрещено; им должны делать велодорожки, на которых им опять же должны уступать дорогу пешеходы, и так далее. Между тем велосипед существует уже 150 лет, и все эти годы никто в велосипедном движении не кричал, что ему что-то кто-то должен. Мне вообще эта ситуация напоминает историю с представителями секс-меньшинств, которые в общем-то могли бы помалкивать о своей ориентации, но нет, они требуют парадов и отдельных прав. Им тоже все что-то должны.
По мнению Асланяна, городские власти должны сделать движение удобным для всех горожан - как для автомобилистов с пешеходами, так и для велосипедистов с мотоциклистами.
- У нас ситуация такова, что велосипедистам и скутеристам что-то, может, и запрещено, только вот сотрудники ГИБДД даже не останавливают водителей железных коней, - рассказал президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - И тут недостаточно ввести новые штрафы, нужно еще их выписать человеку. А это проблематично. Если велосипедист или скутерист не имеет при себе документов, и гаишник не в состоянии установить его личность, такого человека можно задержать только на три часа. А дальше - отпустить на все четыре стороны. Что и происходит. Впрочем, начать я предлагаю с обязательного разъяснения прав и обязанностей при продаже скутеров и велосипедов. Это было бы уже прорывом.
Для понятия полной картины всего происходящего с транспортом в городе, я решил пообщаться и с владельцами двухколесного транспорта. Оказалось, у них тоже есть недовольство относительно происходящего. Так, велосипедисты посетовали на то, что их движение в городе еще не набрало достаточной популярности.
- Хочу заметить, что ездят на велосипедах в Москве не только ребята лет 20, но и взрослые люди, которым уже за 40, - рассказал "МП" один из столичных велосипедистов Андрей Николаевич. - Причем нас, взрослых людей, больше, чем молодежи. Я, например, езжу на велосипеде на работу и очень доволен. Правда, у меня по пути мало людей встречается и вокруг много зеленых насаждений. Но часто замечаю, что даже на Воробьевых горах, где сделаны велодорожки, теперь катаются и зимой. Видимо, у людей меняется само отношение к транспорту. И меня это радует. Но, конечно, очень многие не знают правил дорожного движения, и этому велосипедистов нужно еще учить.
В нашей беседе велосипедист заметил, что есть и в велодвижении проблема - это отношение людей к велодорожкам. Пока что москвичи без всяких сомнений ходят по ним и тем самым создают аварийную ситуацию, - заключил Андрей Николаевич.
С мотоциклистами же удалось пообщаться ближе к вечеру на своей, конечной, остановке. Там 14 - 15-летние ребята каждый вечер теперь "зажигают". Придя на остановку ближе к полуночи, разговорился с ними.
- Это бред - делать права на мопеды! Мы же никому не мешаем, - сказал один парень, Миша, предварительно стрельнув у меня сигарету, "а то мама дома держать запрещает". - Но раз гаишники так хотят нас поймать, будем кататься вечером, когда они уже дома сидят. Так что ничего по сути для нас не изменится.
Между тем выяснилось, что у многих родители даже и не знают, что они сейчас на мотопрогулке. Озадачили меня и их ночные покатушки - как известно, именно в темное время суток на дорогах появляются шальные гуляки, которые даже на проселочной дороге выжимают 80 км/ч. Так успеет ли такой водила затормозить при виде скутера с подростком?
Фото: Валерий Скоков.
Свежие комментарии