«Я тоже готов сесть за руль», — сказал он, признавшись, что ездит по выходным, в том числе на работу, а в будни пользуется услугами шоферов. «В будние дни мне действительно комфортнее, быстрее и удобнее с водителем. Но это касается не всех чиновников, — добавил министр. — Возможна ли пересадка?
Борьба за те или иные ограничения использования служебного транспорта ведется в России не годами, а даже десятилетиями.
Например, еще первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев просил на ХХ съезде «устранить практику закрепления автомобилей за отдельными работниками путем установки строго ограниченного количества личных автомобилей».В принятом тогда правительственном постановлении планировалось сократить количество служебных автомобилей (преимущественно личных) на 63 тысячи (примерно на 10-15%), а для обслуживания номенклатуры создать большие гаражные дворы. На самом деле мало что изменилось: к концу существования СССР чиновников разного уровня обслуживало около 400 000 служебных автомобилей и еще около 350 000 специальных. На техническое обслуживание тратилось столько же бюджетных средств, сколько и на весь городской пассажирский транспорт в Советском Союзе.
Странно, что сейчас в открытых источниках вы не найдете точных данных о количестве служебного автотранспорта и личных водителей, а также тех, кто находится в «разъездных» автомобилях (их используют чиновники и депутаты). При этом в РФ на конец прошлого года было зарегистрировано около 50 млн легковых автомобилей, а количество людей с профессией «профессиональный водитель» оценивалось по разным источникам в пределах от 10 до 15 млн человек, из которых необходимо вычесть не менее 4 миллионов водителей грузовиков. Минимальная оценка численности занятых водителей – не менее 5 млн человек.
Поскольку количество госслужащих в России сейчас больше, чем во всем Советском Союзе, можно предположить, что количество служебного транспорта точно не меньше (бюрократические замашки особо не изменились). Таким образом, речь идет о сотнях тысяч автомобилей.
Зарплаты «персональных водителей» (что можно понять, изучив рынок предложений и вакансий) сильно разнятся по регионам — от 30 тысяч в провинции до 85 тысяч в Петербурге и от 100 тысяч в Москве. «Путешествующие» водители получают меньше. Проблемы бухгалтерского учета усугубляются тем, что сейчас, в отличие от Советского Союза, массово используются различные схемы непрямого финансирования, по сути служебные автомобили. Как правило, аренда у сторонних юридических лиц.
В этой сфере слишком многое вообще формализовано неформально. Кроме того, «личный водитель» часто выступает фактическим гарантом порядка для всей семьи чиновника. На бумаге есть ограничения на использование служебного транспорта в личных целях, но в реальной жизни они не работают. А вообще, с учетом содержания транспорта, все это обходится государству в сотни миллиардов рублей в год (содержание автомобиля в год с водителем не менее 100-200 тысяч рублей).
Около десяти лет назад в Думе поднимался вопрос о резком сокращении количества служебного транспорта, предоставлении компенсаций госслужащим в обмен на заработную плату. С тех пор не было достигнуто большого прогресса. В 2020 году тем же Минфином рассматривался вопрос об активном привлечении агрегаторов такси для замены служебного транспорта «без личного ремонта автомобиля с установлением ограничений по времени, территории и классу обслуживания».
Обратите внимание: Nanoprotec #10yearschallenge – от стартапа до международного нанопроекта.
Также планировалось установить компенсацию за отказ от автомобиля, а также запретить выделение автомобиля госслужащим при руководителе структурного подразделения.В этом направлении достигнут определенный прогресс. В самом Минфине практикуются командировки сотрудников, которые пользуются услугами такси, аналогичная практика давно налажена в ЦБ. Некоторые ведомства полностью отказались от собственного парка служебных автомобилей. Проекты по передаче транспортных услуг региональным властям с использованием такси запущены в семи из 85 субъектов: в Москве и Санкт-Петербурге, Карелии, Удмуртии, Алтайской, Нижегородской и Белгородской областях.
Точных открытых данных о количестве служебных автомобилей нет. Но чиновников в России больше, чем во всем Советском Союзе, поэтому служебных автомобилей сотни тысячОднако не все так просто. Во-первых, использование такси, как мы его понимаем, не означает, что за руль сели сами чиновники, такси – это не машина общего пользования. Использование бюджета для этого все еще продолжается. Во-вторых, рост использования такси не всегда приводит к сокращению общественного транспорта. Возьмем ту же Белгородскую область, которая сейчас хорошо известна в связи с совсем другими событиями (обстрел ВС Украины).
Как выяснили местные журналисты, обещание бывшего губернатора (Евгения Савченко, датированное 2019 годом) резко снизить стоимость служебного автопарка и перейти на легковые автомобили (предположительно беспилотные) выполняется не очень. На конец 2022 года в провинциальном автопарке насчитывалось 258 человек, из них 153 водителя. Это в том же районе! В 2019 году в нем было 152 служебных автомобиля, на конец 2022 года – 168. Часть автомобилей была арендована.
В любом случае, прежде чем приступать к очередной реформе служебного транспорта и кампании по переводу чиновников с заднего сиденья на переднее, необходимо провести тщательную проверку состояния дел. Отвечать на понятные вопросы, предоставлять публичный отчет налогоплательщикам. Сколько "личных водителей" содержится в нашей стране за государственный счет на разных уровнях власти (с разбивкой)? Какие затраты несут соответствующие структуры? Сколько так называемых «туристических автомобилей» и водителей используют чиновники?
Разобравшись в масштабах расходов, можно переходить к обсуждению вопроса о компенсации чиновникам за использование личного автотранспорта в служебных целях, в том числе путем «пересадки на переднее сиденье». Если такая компенсация в текущей ситуации в целом оправдана.
Георгий Бовт
Больше интересных статей здесь: Новости.
Свежие комментарии