Вторым в линейке львовских автобусов был комфортный 697-й, относящийся к среднему классу. Его назвали «Турист», потому что короткий межгород, городские экскурсии и экспресс маршруты был его стихией. Об этапах создания, особенностях и модификациях читайте ниже.
Третий прототип ЛАЗ-697 "Турист" пошёл в серию. Пролистните и увидите два его предшественника. Адрес иллюстрации:«Турист» – это улучшенная версия 695-го ЛАЗа, с которым он был максимально унифицирован. В его создании принимали участие специалисты НАМИ. Опытный автобус собрали в 58-м году. Спустя год на втором варианте автобуса воздух для вентиляции стал поступать через заборник-козырёк, расположенный над лобовым стеклом.
Третий вариант создали в конце 59-го года. Он пошёл в серию в этом же году. До 63-го года выпустили 107 экземпляров. Совершенствование «Туриста» шло эволюционно. Сначала на старой модификации пробовали часть нововведений. Постепенно на конвейер становилась машина с другим индексом.
7 особенностей «Туриста»
- Распашная дверь без механического привода открывалась и закрывалась вручную.
- Раздвижной люк огромных размеров на крыше автобуса позволял пассажирам чувствовать себя «на природе», находясь в автобусе.
- Для размещения багажа в нижней части кузова были устроены ниши, доступ в которые открывали подъёмные панели по бортам.
- Улучшенная отделка салона с вентиляцией принудительного типа и отоплением посредством калорифера.
- В салоне располагались 33 сидения для пассажиров, имеющие раздельные спинки с подголовниками и регулировкой. Некоторые партии имели 34-е поворачивающееся кресло для экскурсовода.
- Пассажирские места имели индивидуальную подсветку, пепельницы, места хранения журналов и газет.
Автобус оснащали радиоприёмником, динамиками и микрофоном, позволяющими транслировать музыку в салон, а экскурсоводу в комфортных условиях доносить информацию до пассажиров.
5 поколений «Туриста»
Экспериментальный автобус с буфетом, туалетом и другими «наворотами» для дальних и международных маршрутов создали в 60-м году и назвали «Карпаты». Индекс он получил ЛАЗ-968. Новинками в нём были пневмоподвеска, трансмиссия автомат, пневмоусилитель руля. Второй экземпляр со ступенчатой крышей. В серию они не пошли.
Экспериментальный ЛАЗ-698 "Карпаты" предназначался для международных перевозок. Адрес иллюстрации:В 61-м году появились моторы ЗИЛ-130Я2. Автобус получил в индекс букву «Е». В серию пошёл в 63-м году. В 64-м появились круглые арки колёс, убрали молдинги и сдвижной люк.
Обратите внимание: Микроавтобус Fiat Ducato.
С 61-го по 70-й выпустили 3351 шт.ЛАЗ-697Е "Турист" стал вторым поколением комфортабельных львовских автобусов. Адрес иллюстрации:ЛАЗ-697М построили в 68-м, в серийный выпуск начался спустя два года. Кузов лишился окон крыши. Боковые окна, включая задние, увеличились. Модернизированный мотор, отдельные тормозные контуры спереди и сзади отличали эту модификацию. Забор воздуха для мотора осуществлялся через щели под задними окнами. Колодки тормозов стали большей площади. Появился гидроусилитель руля. С 68-го по 74–й выпустили 7146 автобусов.
Представителем третьего поколения стал ЛАЗ-697М "Турист". Адрес иллюстрации:697Н создали в 70-м. Его лобовые стёкла стали выше, передок с новым оформлением. Воздухозаборники перешли в стойки кузова, расположеные сзади. Венгерский мост Раба позволил увеличить скорость до 85 км/час. В 78-м выпустили партию с повышенной комфортностью. Вторая дверь, приточная вентиляция с верхним забором. Боковые стёкла без форточек. Новый передок и прямоугольные фары. С 75-го по 78-й выпустили 10161 шт.
ЛАЗ-697Н "Турист" воплотился в четвёртом поколении комфортабельных автобусов ЛАЗ. Адрес иллюстрации:В 697Р заднюю дверь убрали для увеличения посадочных мест. Вентиляция применена от 699Р. Сошёл с конвейера в 82-м. В 85-м собрали ещё 28 шт. С 78-го по 85-й собрали 10575 шт.
Пятое поколение "коротких" комфортабельных львовских автобусов завершил ЛАЗ-697Р. Адрес иллюстрации:Конструкторские идеи способствовали постоянному совершенствованию машины, что позволяло заводу ежегодно наращивать объёмы производства и становиться крупнейшим европейским заводом автобусов. Они считались лучшими в Союзе тех лет.
Источники информации: https://110km.ru/art/pochemu-sovetskiy-laz967m-byl-odnim-iz-..., , https://rasklad.net/modeli/avtobusy/ukraina/laz/697-turist/Также читают:
Вспомнил, как в детстве был пассажиром ЛАЗ-695Н. Оказывается, их выпускали с ярославскими дизелями в Украине и России
7 отличий ЛАЗ-965 от ЗИС-155, конструктивные новшества ЛАЗ-965Б и 7 особенностей «гагаринского» автобуса
Как мне посчастливилось побывать на заводе Икарус, что отличало его от подобных предприятий СССР и чему научились у венгров
#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #автобусы
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Первый серийный комфортабельный львовский автобус. История создания, 7 особенностей и 5 поколений лаз-697.
Свежие комментарии