Знаменитый Чарльз Кеттеринг, автор десятков, если не сотен патентов и инновационных предложений, известен прежде всего как создатель электростартера и этилированного бензина. Менее известна его работа над серией Chevrolet M 1923 года, также известной как двигатель с медным охлаждением.
По сути, это был вообще обычный двигатель внутреннего сгорания, только с воздушным охлаждением.
Теоретически воздушный клапан имеет множество преимуществ перед двигателем жидкостного охлаждения. Пожалуй, первое – это отсутствие дорогого радиатора и помпы. В масштабах массового производства это отличный способ сэкономить.Нельзя сказать, что в начале 20-х годов прошлого века никто не слышал о двигателе внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. Теоретически технология была известна, но никто никогда не использовал ее так массово, как планировал Шевроле.
Кеттеринг предложил рядный четырехцилиндровый двигатель с чугунным блоком цилиндров и приваренными к нему медными ребрами. По словам инженера, поддерживать оптимальную рабочую температуру поможет медь, обладающая отличными теплоотводящими свойствами.
И нельзя сказать, что Чарльз во всем ошибался. В принципе, идея была здравой – приваренные к двигателю медные П-образные ребра обеспечивали достаточно эффективное охлаждение. Во всяком случае теоретически.
Конструкция двигателя выглядела современно для своего времени. Верхнеклапанная рядная четверка объемом 2,2 литра развивала 22 л.с при 1750 об/мин. Вполне прилично для бюджетного автомобиля того времени.
Проект по созданию двигателя воздушного охлаждения длился два года, но до сих пор не все проблемы, неизбежно возникавшие при испытаниях, удалось решить.
Обратите внимание: Мечты сбываются. Новый Роллс-Ройс за 50 тысяч долларов..
В результате Кеттеринг взял на себя гордыню — инженер с мировым именем решил, что проект достаточно хорош, чтобы не колебаться, и запустить его в производство.То же самое Чарльз сказал руководству General Motors — либо мы начнем производить автомобили с «медным» охлаждением, либо полностью закроем проект. Не желая портить отношения с Кеттерингом, а также надеясь на потенциальную экономию десятков, а то и сотен тысяч радиаторов и помп, Chevrolet дала добро.
Новый автомобиль был официально представлен на Нью-Йоркском автосалоне в январе 1923 года. Поначалу представители компании были полны энтузиазма: «Единственный вопрос, который еще предстоит решить, — это то, как быстро автомобили с воздушным охлаждением заменят автомобили с жидкостным охлаждением на конвейер!».
Но вскоре тон заявлений изменился.
В ходе реальной эксплуатации Chevrolet M серии показало, что в теории хорошая идея пока сыровата на практике. Двигатель с медными оребрениями охлаждался неэффективно и неравномерно. В жаркую погоду он быстро перегревался. Водители жаловались на детонацию и внезапную потерю мощности. В общем, это была катастрофа.
Всего через пять месяцев после дебюта производство медного Chevrolet было полностью остановлено. За это время успели построить 759 машин. Лишь 500 из них удалось дойти до дилеров и представителей компаний. Всего до покупателей дошло всего около сотни автомобилей. Все они были выкуплены компанией, а деньги возвращены покупателям.
До скандала с Corvette в 60-х годах сага M-Series с медным охлаждением оставалась серьезным пятном на репутации Chevrolet.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Даже у гениев бывают черные дни.
Свежие комментарии