На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоверсты

11 263 подписчика

Свежие комментарии

  • Vitaly Arkhipov
    А может лучше пересмотреть правила, что бы не морочить головы водителям.Объезд припаркова...
  • Maxim
    Снять с консервации старенькие БРДМ, покрасить белым, полоску Росгвардии на борту, ехать тихонько в правой полосе, кт...В эти выходные ус...
  • Ксюша Кирьязис
    Повторяемость событий наводит на мысль....ДТП С ПОЕЗДОМ В П...

Когда был разработан и каким мог стать первый «Москвич»

Когда Великая Отечественная война еще не закончилась, мы решили производить советский автомобиль, предназначенный специально для частных автовладельцев, а количество частных автовладельцев в довоенном Советском Союзе было очень и очень небольшим. Причем это решение было принято на самой вершине сложной, многоуровневой советской административной пирамиды.

Кадетский корпус

Где я могу построить новую машину? Разумеется, в Москве еще до войны начали выпускать подобные модели под маркой КИМ. Какую машину мне построить? Немецкий конечно, потому что просто скопировать не получится, но можно получить все чертежи и соответствующее оборудование.

В Москву для испытаний привозили различные немецкие автомобили, в том числе Hanomag и DKW, пользовавшиеся большой популярностью в довоенной Германии. Но окончательное решение о выборе модели не остается за тестировщиками и инженерами. Модель была показана Сталину 16 июня 1945 года и была официально принята. Но на самом деле решение было принято раньше.

Вернёмся на четыре года назад, когда был издан грозный указ о том, что КИМ-10, который готовилась производить Москва, не удовлетворил власти. Этот автомобиль был скопирован с британского Ford Prefect (пусть и с некоторыми внешними доработками), но имел множество недостатков. В постановлении прямо указывалось на модель, которую следует скопировать с советского автомобиля – «Опель Кадетт.

Существует легенда, что именно ее выбрал сам Сталин, поскольку такой машиной владел его капитан охраны Власик. Легенда интересна и, какой бы ни была ее правдивость, хорошо передает дух времени. В любом случае И.А. Лихачев лишился министерского поста из-за недовольства двухдверным КИМ, а ГАЗ срочно изготовил образцы нового четырехдверного автомобиля.

Действительно, Горькие обманули. Получившая обозначение КИМ-10−52, машина была очень похожа на Kadett K38 1938 года, но имела некоторые принципиальные отличия. Доступ к багажнику осуществляется снаружи, а не из салона, как у Opel, капот имеет форму аллигатора и открывается назад, а не вбок, как у ранних CMM; Ну а под новым четырехдверным кузовом та же полурама, поперечно-подрессоренная независимая подвеска, 30-сильный двигатель объемом 1,15 литра и коробка передач, что и у более ранней двухдверной версии.

Однако в начале 1941 года появился опытный образец, получивший обозначение КИМ-10−52, но в производство так и не поступил. Что ж, в 1945 году Советский Союз мог рассчитывать на выпуск настоящего Opel Kadett, с более современным дизайном. Хотя этот немецкий автомобиль оснащен менее мощным 23-сильным двигателем, в отличие от КИМа он оснащен гидравлическими тормозами и независимой передней подвеской.

Главный завод в Рюссельсхайме, выпускающий автомобили Opel (Бранденбург производит только грузовики), расположен в оккупированной американцами зоне и сильно пострадал в результате бомбардировок. Однако по Ялтинскому соглашению Советский Союз имел право на компенсацию от союзников. Правительство США фактически допустило советских специалистов на завод недалеко от Франкфурта и предоставило им некоторое оборудование общего назначения.

Но его повезли не в Москву, а в Днепропетровск, где начнут производить грузовики. Подобная техника уже существовала в Москве – она была получена во время войны по ленд-лизу, когда завод ремонтировал автомобили, в том числе американские. А вот чертежей и штампов кузова Opel Kadett, произведенного в Рюссельсхайме, нет.

Скорее всего, много людей погибло во время бомбардировки завода союзными войсками. Однако есть версия, что немцы сами уничтожили то, что было полезно победителям. Кстати, в самой Германии производство довоенных моделей «Капитан» и «Олимпия» возобновилось вскоре после войны. Последний похож на Kadett, но доступен только в двухдверной версии. Сталин, похоже, очень любил двухдверные автомобили. Поэтому советский Москвич в любом случае должен быть сделан из версии Opel Kadett К38. Если надо, значит, так и будет…

В хозяйстве полковника Светлова

Как только война закончилась, весной 1945 года, в Германию устремились представители десятков советских министерств. Они хотели оценить и экспортировать различное оборудование в Советский Союз и организовать работу немецких конструкторских бюро, чтобы воспользоваться преимуществами советской науки и техники. Несколько бюро и испытательных станций действовали под эгидой СВАГ (Советской военной администрации Германии.

Особенно они работают над надводными и подводными кораблями, ракетами и телевизионной аппаратурой и, конечно же, с мотоциклами и автомобилями. «Немецкое научно-исследовательское бюро научных и технологических достижений» в автомобильной промышленности возглавляет полковник Гончаров из Берлина.

С ним были аффилированы конструкторские бюро в Хемнице (видимо, бывшее Центральное конструкторское бюро одной из крупнейших компаний Auto Union в Германии), Дрездене и других городах. Инженеры из Советского Союза курировали демонтаж мотоциклетного завода DKW в Чопау и возобновление производства автомобилей BMW в Айзенахе.

Кроме того, бюро возглавлялось нашими инженерами, а также там, где работали немцы, занималось различными темами: созданием дизелей для ЗИС-150 и Победы, работой над электромобилями (их строили несколько немецких фирм) еще до войны выпускали в небольших количествах), строил гоночные автомобили (позже получившие название «Сокол-650»), строил бесклапанные двигатели с шиберным газораспределением для легковых автомобилей и т д.

Созданием «Московича» руководил «инженер-полковник Светлов»; его заместителем стал профессор Сороко-Новицкий; В официальных документах указано, что проектирование и производство основной модели автомобиля «Москвич» началось 10 октября 1945 года в небольшом городке Шварценберг в Саксонии, недалеко от чехословацкой границы.

Для этого даже купили четыре Opel Kadett. Мы только что купили его! В документе сохранена цена: от 2500 до 7000 марок, а также имена нескольких владельцев (лейтенанты Геллман и Корнев). Кстати, новый четырехдверный Opel Kadett K38 до войны продавался за 2350 марок, но цена в 1945 году была совсем другая.

В отличие от нашей Шалашки (где работали советские инженеры, осужденные по 58-й статье), в Германии рабочие получали хорошую зарплату и пайки, жили семьями в собственных квартирах, а потому по-немецки Работали внимательно и даже в мгновение ока.

Обратите внимание: Первый переднеприводник BMW обновили и перевели на «робот».

Инженеры регулярно сообщали советским властям свои рационализаторские предложения и предлагали новые темы для работ.

Подготовка основной модели Московича была официально завершена 1 августа 1946 года. В декабре, спустя чуть больше полутора лет после победы, в Москве собрали первые машины. Но Шварценберг не только подготовил стандартный седан, но и подготовил некоторые модификации, которых не было у Кадетта.

До войны модель выпускалась только в четырех- и двухдверном исполнении с закрытым и открытым кузовом. Теперь выпускают прототипы универсалов, цельнометаллические фургоны и даже удлиненные в популярном в 1940-х годах стиле «дерево» с цельнометаллическими и деревянными панелями кузова! Шестиместный «Москвич» длиннее на 500 мм, имеет более крупные задние двери и создан специально для такси. Сначала для него построили трехступенчатую автоматическую коробку передач.

кроме того, в Германии собирают пять бесклапанных 32-сильных золотниковых моторов при 3500 об/мин (штатный 1,1-литровый двигатель Kadett – он же Москвич – выдает 23 л.с при 3600 об/мин). Помимо одного из автомобилей «Москвич», этим устройством оснащались также Opel Kadett, DKW Sonderklasse и Wanderer (видимо, модель W24). Все эти машины также были отправлены в НАМИ в Москву. Наконец, в Саксонии был построен еще один автомобиль, открывший менее известную, но интересную страницу истории первых «Москвичей».

От сержанта до лейтенанта

Инициатива создания обновленной «Москвы», как теперь говорят, похоже, принадлежит немцам. Они хотели сделать что-то более интересное и современное, чем Opel 1938 года. Вот как будет выглядеть автомобиль, сохранивший основные размеры базового седана, но обладающий новой передней частью с «зубчатой» решеткой радиатора, другими бамперами и крыльями, а также доступным снаружи более длинным багажником. Дизайн автомобиля очень соответствует стилю года. В целом он выглядел не хуже дебютировавшего в 1939 году Ford Taunus, Skoda 1101 и рестайлингового Opel Olympia (который заводу в Рюссельсхайме еще предстояло освоить). Современный Москович также был отправлен в Москву из хутора полковника Светлова.

В январе 1947 года началось серийное производство седана «Москвич-400». На самом деле купить машину может каждый. Конечно, исходящие от людей с деньгами в охваченных войной странах. Газеты сообщали о первых владельцах - актерах, ученых, писателях. Среди них поэт Маршак, полярный исследователь Э. Кренкель, академик А. Абрикосов.

Вскоре к заводу попала версия 400-420А с мягким верхом, универсал 400-422 с деревянными кузовными панелями производства завода имени Хруничева. Универсал 400-421 не был запущен в производство, как и пикап. Однако шасси коммерческих грузовиков производились различными малыми предприятиями. Что интересно, возили их по Москве своим ходом, а так как средних стоек не было, то единственная входная дверь была перевязана шпагатом.

Конечно, заводчанам эта серийная модель надоела, хотя она и претерпела слишком много доработок. Они прекрасно знали, что автомобиль, родившийся почти десять лет назад, уже не является самым современным и комфортным. Первые упоминания о модернизации Москвича-400 относятся к 1947 году.

В неопубликованных воспоминаниях главного конструктора ЗМА Андронова говорится, что одну машину заводчане прозвали «Сержант» — очевидная аналогия с «Кадетами», принявшими советское гражданство. Это может быть точно такая же машина немецкого производства или вариация на ее тему. Кстати, примерно в это же время в Москве появился прототип с гидромуфтой в коробке передач - вероятно, тоже немецкого наследия.

Заводские рабочие серьезно отнеслись к модернизации Москвы. В период с 1948 по 1949 год было выпущено пять прототипов с разными вариантами оформления кузова. Образец, получивший название «Москвич-403Э-424Э», оснащался современным двигателем мощностью 26 л.с. (который серийно выпускался на «Москвич-401» с 1954 года), а также экспериментальным двигателем мощностью 33 л.с с улучшенной конструкцией клапанов. В 1951 году также было выпущено два купе. Идеологически эти автомобили, оснащенные 37-сильными экспериментальными двигателями и предназначенные для гонок, отличались от седанов, но стилистически были близки.

«Модернизации Московича» не суждено было стать сериалом. В 1954 году на конвейере появился Москвич-401 с увеличенной до 26 л.с мощностью двигателя и некоторыми небольшими изменениями. Пока прототипы испытывались и совершенствовались, стало ясно: редизайн потомков Опеля уже не спасет, придется создавать совершенно новый автомобиль.

Так родился «Москвич-402−425» (по тогдашней системе ЗМА первое число обозначало модель двигателя, второе — планер), он же «Советский» (так как было написано на раннем макете), он же «Советский» (так как было написано на раннем макете), он же «Москвич-402» был выпущен на государственные испытания в 1955 году, а серийное производство началось в 1956 году. Эта машина могла бы быть лейтенантом по сравнению с курсантом и сержантом.

Сейчас сложно понять тех, кто долгие годы скрывал историю создания первого Московича в закрытом архивном фонде СВАГ. Раздираемые войной страны-победительницы имеют полное право на компенсацию своих огромных потерь. Издревле Москович, издавна являвшийся гражданином Советского Союза, стал знакомым поколениям отечественных автомобилистов - близким другом, даже родственником…

Сергей Канунников
Фото из архива автора

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Когда был разработан и каким мог стать первый «Москвич».

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх