Все знают КрАЗ "Лаптежник". Вездеход не мог не породить идею завода, где собирают простенькую старомодную технику. Хотя Кременчугский автозавод имеет возможность производить самую современную технику в мире. Но он упустил эту возможность.
Позвольте мне процитировать популярную советскую брошюру, которая издавалась большими тиражами в помощь лекторам и пропагандистам.
Это 1959 год:«Специализация производства грузовых автомобилей и самосвалов на Кременцугском автозаводе позволила при сравнительно небольших капиталовложениях увеличить выпуск этих автомобилей в 1965 году более чем в четыре раза по сравнению с 1958 годом».
Учитывая, что первые грузовики были собраны в Кременчуге лишь 10 апреля 1959 года, можно смело прогнозировать, что их производство увеличится в 5, а то и в 100 раз по сравнению с 1958 годом. Однако автору брошюры, вероятно, просто не удалось сослаться на Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 442 от 17 апреля 1958 года, которое предусматривало производство 15 000 грузовиков на заводе Краз в 1965 году.
Лампочка без абажура, цитаты Хрущева на стене и море восторга: коллективный портрет кузовного и кабинного цеха КрАЗ на пластилиновой модели КрАЗ-250 в масштабе 1:5. Тот, что посередине, в очках, — начальник управления Игорь Николаевич Румшевич. На дальней стене висит портрет Олега Владиславовича Соича, председателя экономического совета Хозяйственного управления и экономической зоны Харькова в 1963 году, впоследствии занимавшего должность харьковского директора Ковейского танкового завода, занимавшегося производством Т-64 танк.
Это утверждение еще более красноречиво: «Капитальные вложения сравнительно невелики». Можно сказать, это девиз всего отечественного автопрома. В Советском Союзе инвестиции вообще не любили: предпосылкой инвестиций было своевременное возмещение инвестиций и получение прибыли, что было уже не социализмом, а своего рода животным капитализмом. При производительности прибыль может вообще не прийти. Но все закрывали на это глаза. Таким образом, инвестиции означают ответственность. В отличие от прибыли, она, скорее всего, придет.
Прототип КраЗ-250 с кабиной ЗИЛ-130. Полная масса — 22 440 кг, грузоподъемность по грунтовым дорогам — 10 тонн, по шоссе — 12 тонн. 1961 год
Конечно, начиная новое дело, руководство и инженерно-технический состав КрАЗа рассчитывали на поддержку государства в разработке планов. Конец 1950-х годов – век оптимистов! Словно по волшебству Украинская Советская Социалистическая Республика вдруг приобрела автомобильную промышленность. Многие связывают это с добротой Хрущева.
Самосвал КрАЗ-251, полная масса 21700 кг, грузоподъемность 11 тонн, 1962 г. Кабина увеличена, но сохранены самые трудоемкие и дорогие узлы – двери и боковые панели от ЗИЛ-130.
Компоновочное чудо: колесная база КрАЗ-251 на 780 мм короче, чем у КрАЗ-256Б, а при той же грузоподъемности короче на 720 мм. Действительно, немного выше, 90мм.
Конструкторы отдела кабины и кузова (слева направо): Василий Дашкевич, Федор Масюк и Евгений Ширшонков оценивают варианты задней части кабины перспективной серии КрАЗ на крупной модели 1965 года.
Как известно, Кременцугский автозавод изначально имел модели, переданные с Ярославского автозавода, который впоследствии был преобразован в автозавод. Четыре большегрузных трехосных грузовика: бортовой грузовик КрАЗ-219 (6х4), седельный тягач КрАЗ-221 (6х4), самосвал КрАЗ-222 (6х4) и бортовой вездеход КрАЗ-214 (6х6). Все они изначально назывались «Днепр». Несмотря на отсутствие броского и мощного названия, эти модели ждут продолжения модернизации и длительного срока службы на производственной линии.
КраЗ-Э250А, 1967 г. Дизайнер - Подплетов Александр Владимирович. Буква «Е» используется в бизнесе для обозначения экспериментов и экспериментальных машин. Одним из достижений стало снижение уровня шума в салоне сначала до 89 децибел, а впоследствии и до 85 децибел.
В Кременчуге не собирались рассчитывать на развитие Ярославля. Об амбициях конструкторов свидетельствует тот факт, что никто не догадался назвать новой моделью лично модернизированный самосвал КрАЗ-256, оснащенный четырехтактным дизелем ЯМЗ-238 и другими весьма существенными изменениями!
КраЗ-Э251А, 1968 г. Серийный самосвал с индексом 251 никогда не появится. Круглые фары на крыльях привлекают внимание. В будущем их переведут на бамперы, соответствующие стандартам ЕЭК ООН. Кабина была создана в 1967 году и спустя 20 лет полностью соответствует требованиям стандарта ОСТ 37.001.413-86: «Кабина. Рабочее место водителя. Расположение органов управления грузовыми автомобилями, автобусами и троллейбусами».
Машина была спроектирована после выхода постановления Харьковского совнархоза от 23 ноября 1959 года № 380 и должна была быть новой. Была разработана унифицированная серия: автомобильный КрАЗ-250, самосвал КрАЗ-251, седельный тягач КрАЗ-252, все с колесной формулой 6х4. Будущее – полноприводные модели. Среди новых узлов — рама, трансмиссия с кареткой, рулевое управление с гидроусилителем и опрокидывающий механизм самосвала. На силовой агрегат предлагалось надеть цельнометаллическую кабину, что позволило бы существенно укоротить и облегчить машину при сохранении той же грузоподъемности. Снаряженная масса самосвала уменьшена на одну тонну!
Почти серийный КрАЗ-251Б, 1973 г. По настоянию военных фары были перенесены в буферную зону, а стекла сплющены. С начала проектирования автомобилей КрАЗ третьей серии грузоподъемность увеличилась с 12 до 14 тонн, тогда как на серии КрАЗ-6505 грузоподъемность составляет 15,5 тонн, что было советской мерой эффективность автомобиля. Промышленный, отрицательно влияет на время внедрения, срок службы устройства и дорожный износ.
Выбор пал на кабину ЗИЛ-130. Кажется прагматичным. Однако комиссия, проводившая испытания, сочла кабину тесной. Действительно, в результате перестановки количество мест сократилось с трех до двух. Более того, его конструкция осталась «оригинальной»; его прочность также подверглась резкой критике. Завод имени Лихачева должен был его для себя разработать, не говоря уже о переделке под Кременчуг! ЗиЛ замялся и не дал нам кабину, следуя традиции, заложенной самим Лихачевым: надо делать самому! При этом ЗИЛ оставил Уральский автозавод без такси. Потом в Миасе они спроектировали собственную хату и поделились ею со своими товарищами, потерпевшими несчастье в Кременчуге. Но беда произошла не одна: в это время Ярославский моторный завод уже доработал силовой агрегат ЯМЗ-238 и установил пневматическое наддувочное устройство. «Корпус» турбокомпрессора можно прикрепить в единственно возможном месте на уже выпускаемых безнаддувных двигателях – сбоку над картером маховика. Длина двигателя увеличена примерно на 150 мм. Но этого хватило, чтобы упереться в защиту двигателя кабины «Урала» — из-за уменьшения размеров кременчужане слишком «плотно» упаковали свои машины».
Прототип автопоезда КрАЗ-259Б-834Б с кабиной МАЗ. Даже дырки в мазовском гербе хорошо видны. Грузоподъемность - 15 тонн. 1962 год
Вносить какие-либо доработки в турбированный двигатель было уже поздно – 24 февраля 1964 года Государственный совет по координации научных исследований (ГККНР) при Совете Министров СССР предписал Кременчугскому автозаводу прекратить все предыдущие работы по разработке автомобиля серии, а также пересмотрели план по изготовлению новой техники и приступили к выпуску машин с более высокой несущей способностью.
Прототип КрАЗ-Э253, длиннобазное (5200 мм) шасси для установки понтонных парков. Второй в проекте был создан в 1964 году. Автомобиль лишился суффикса «В» в индексе, но получил приставку «Е» — «Экспериментальный». Кабина цельнометаллическая, мы ее спроектировали сами. Грузоподъемность – 10 тонн, ширина автомобиля – 2720 мм, что усложняет его эксплуатацию на дорогах общего пользования.
Основная причина провала проекта заключалась в том, что он был слишком новым. Завод не рассчитывает свои производственные мощности. Какая рама, какой мост и цельнометаллическая кабина, даже от цельнометаллической двери кабины КрАЗ-255 пришлось отказаться в 1963 году из-за невозможности создать штамповочное оборудование! В июле 1967 года в производство пошел легендарный «лаптежник», оснащенный традиционной деревянно-металлической кабиной, стержни каркаса которой были изготовлены по старинке с использованием «треугольника» (многослойной авиационной фанеры.
Весной 1968 года на испытания поступил усовершенствованный активный автопоезд КрАЗ-2Э259‑2Э834 (и варианты КрАЗ-2Э235), оснащенный новыми рамно-щитовыми металлическими вагонами. Мощность турбодизельного двигателя ЯМЗ-238Н была снижена с 320 до 300 л.с и.
Конечно, и в Харьковском совнархозе, и в Совмине понимают, что внедрение чего-то нового требует инвестиций. Но почему-то они остались глухи к поддержке бизнеса людьми и оборудованием. Кроме того, результаты расчетов также подтверждают экономическую выгоду от внедрения. Взять, к примеру, тот самый строительный самосвал, которым славится КрАЗ. Стоимость тонно-километра КрАЗ-251 составляет 3,73 копейки и 4,43 копейки. На КраЗ-256Б. При замене одного на другое страна может сэкономить до 15,3 тыс рублей в год в запланированном объеме производства.
КраЗ-6434 загружается прицепом 4‑Р-28. Полный вес этого автопоезда достигает 72 тонн, тягач – 18 тонн, двигатель – ЯМЗ-240Н мощностью 400 лошадиных сил. Коробка передач - ГМП БелАЗ. Габариты трактора впечатляют: длина 10750, ширина 2500, высота 2995, колесная база 1400+4245+1400 мм. Общая длина автопоезда составляет 21 860 мм. Период испытаний длился с 1977 по 1979 год.
С другой стороны, руководство можно понять. Успех новых продуктов не очевиден. Конструкторам не удалось реализовать коробку передач с шагающим мостом, а кабину собрать не удалось. Сколько нового оборудования необходимо и финансирование планируется на 10 лет вперед. Но если вы сократите производство существующей продукции, вы, скорее всего, потеряете свой статус среди сильных мира сего и свой партийный билет. Как говорится, добро к тебе приходит.
Сочлененный КрАЗ-ЧР-3120, 1982 г. Главный конструктор - Владислав Константинович Левский. Индекс автомобиля расшифровывается как «Разовый розыгрыш, номер 3120». Тем не менее, это незапланированный проект и носит чисто экспериментальный характер. Использован дизельный двигатель ЯМЗ-8421 мощностью 360 л.с и и 10-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-201. В передней части используется кабина КрАЗ-260 и задняя балансирная машина. Аналогичная тележка устанавливалась сзади. Вращение достигается за счет взаимного изменения положений каждой секции под действием гидроцилиндра.
Братом-близнецом КраЗ-ЧР-3120 является КрАЗ-ЧР-3130. Отличие заключается в прочной раме и двух передних управляемых мостах.
В 1962 году конструкторский и экспериментальный отделы завода были разделены на СКБ-1 и СКБ-2. Как и ожидалось, второй остался в секрете – начали создавать военные машины повышенной проходимости. Стоит отметить, что конструкция велась «с колеса», точнее из новой воронежской широкопрофильной шины переменного давления ВИ-3, размерами 1300х530 – 533. Со временем он будет использоваться в серии КрАЗ-255Б, отсюда и прозвище «лаптник». Предыдущие шины Я-190 размером 15,00–20 вызывали многочисленные нарекания представителей заказчика при испытаниях КрАЗ-255 в 1962 году (еще без буквы «Б»): недостаточное сцепление с дорогой, растрескивание и отслаивание протектора. В основном из-за шин внедорожные возможности КрАЗ-255 уступают ЗИЛ-157 и Урал-375».
Главный конструктор Кременчугского автозавода (Колесников Олег Матвеевич (на переднем плане), главный конструктор АвтоКрАЗа в начале 2000-х) работает с коллегами, обсуждает один из проектов самосвалов с тандемными экипажами.
Эскиз Олега Матвеевича Колесникова на тему народнохозяйственного автомобиля КрАЗ-6305 (8х4), который является представителем четвертого поколения кременчугских большегрузных автомобилей.
Какую машину готовят для СКБ-2? Это бортовые автомобили КрАЗ-253Б и КрАЗ-259Б. Их объединяет ряд ключевых решений: новый дизель ЯМЗ-238 (240 л.с.), гидромеханическая 6-ступенчатая трансмиссия, независимая подвеска всех колес на двойных поперечных рычагах и продольных торсионах, герметичные тормозные механизмы, централизованная система регулирования давления в шинах. КрАЗ-259Б предназначен в составе автопоезда с активным прицепом КрАЗ-834Б. Колесная формула автопоездов – 10х10. Привод оси прицепа осуществляется оригинальным способом – вертикальным валом через седло трактора. На испытаниях в 1962-64 годах, когда «гражданский» проект КрАЗ-250/251 оказался в затруднительном положении, эти 8-тонный КрАЗ-253Б и 15-тонный КрАЗ-259Б+КрАЗ-834Б показали многообещающие результаты. По грузоподъемности, проходимости и устойчивости движения новый автомобиль существенно превосходит КрАЗ-255.
КраЗ-4Э6316 (8х8), 1984 года выпуска, тематика «Дискавери». В 1984 году завод выпустил на испытания семь моделей и модификаций грузовых автомобилей: грузовики с капотной, бескапотной, с тентованной и неоткидывающейся кабиной, а также активные автопоезда.
В 1964 году обе машины были модернизированы: кабина собственной (!) конструкции, турбодизель ЯМЗ-238Н мощностью 320 л.с., более надежная 8-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-238, гидроусилитель руля, широкий профиль. Заменен Мазоровский. Шины и центральная система контроля давления. Неслыханное дело – в 1966 году один из образцов по сути секретного семейства был выставлен в Машиностроительном зале ВВЦ! Однако это в равной степени может означать скорую перспективу сериала и забвение.
Они принесли ему гибель! На доработку дизайна ушло много времени. Усовершенствованная машина не проходила испытания до 1968 года.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
Грузоподъемность шасси была увеличена до 10 тонн, установлен более надежный силовой агрегат. Уточнена конструкция сцепки автопоезда: ось поворота седельно-сцепного устройства совмещена с центром движения нижнего шарнира активной универсальной передачи полуприцепа.Очередной набросок на тему «Открытие», выпущенный в открытый доступ Олегом Матвеевичем Колесниковым после ухода из КрАЗа в 2006 году. Поскольку перед разработчиками стоит задача максимальной унификации с народнохозяйственной техникой, на военных вездеходах новые кабины устанавливаются асимметрично с компоновками «кабина на двигателе» и «кабина перед двигателем», переместите на 70 мм влево.
Современные автомобили оснащены упрощенной рамно-щитовой кабиной. По крайней мере, теперь нам не нужны дорогие штампы для глубокой вытяжки.
Однако внедрение этих, несомненно, успешных машин потребовало значительных капиталовложений. Кроме того, вездеход не так унифицирован с народнохозяйственным семейством, как КрАЗ-255Б. Пригодность деталей и узлов достигает всего 32%, тогда как пригодность КрАЗ-255Б составляет 77%. «Лаптезник» уже зарекомендовал себя на конвейере и стоит примерно на 50-60% дешевле. Потом основной клиент отказался от этой темы.
Заводу явно рекомендовали в кратчайшие сроки завершить работу над КрАЗ-260А с конструкцией клапанной крышки. А государственные средства, потраченные на проект – кто считает?!
Действующий автопоезд КрАЗ-4Э6010 (10х10) грузоподъемностью 18 тонн в составе тягача КрАЗ-Э64401 и полуприцепа КрАЗ-4Э9485 отправят в Рязанский автомобильный музей. Автопоезд имеет полную массу 38 тонн и оснащен многотопливным двигателем ЯМЗ-8425 мощностью 360 лошадиных сил и. Он может работать на дизеле, бензине, керосине, их смесях и даже ракетном топливе! До этого единственным серийным грузовиком советской серии, оснащенным многотопливным дизелем, был КрАЗ-260.
Объективности ради стоит отметить, что по сравнительным ТТХ перспективный 260 ничем не уступает, а в некоторых аспектах даже превосходит КрАЗ-253/259. Советские власти однажды заявили, что «они не показали решающего преимущества». Именно это «непроявленное» вещество преобладает.
КрАЗ-260А — полноприводный вариант отечественного внедорожника КрАЗ-250 с колесной формулой 6х4. Степень единства между ними достигала 80%. Экономика перехода на кременчугские большегрузные грузовики III серии выглядит вполне убедительно. Грузоподъемность увеличивается на 25%, а частота технических осмотров и срок службы увеличиваются в среднем на 50%. Исходя из годового объема производства (30 000 автомобилей), он сможет высвободить 7 000 водителей и 1 300 ремонтников, а также сэкономить 200 000 тонн топлива ежегодно.
Опытный народное хозяйство КрАЗ-3Э6518 (8х4) принял наработки по теме «Открытие», в том числе альтернативную конструкцию кабины, доступную также в капотном исполнении. Впервые 6518 использовался в качестве шасси крана.
Проблема в том, что на момент ограничения темы КрАЗ-253/259 новое народное семейство КрАЗов еще только зарождалось. По сути, в 1964 году кременчугские конструкторы подверглись жесткой критике со стороны Государственного совета по координации научных исследований, а теперь получили одобрение Государственного совета по науке и технике (ГКНТ). К ним относятся цельнометаллическая кабина, скользящая по силовому агрегату, с уровнем шума в салоне 83 децибела, а также ходовой мост, обеспечивающий 80-килограммовое снижение веса трансмиссии, а также механизм рулевого управления с гидроусилителем, снижающий рулевое усилие до 12 килограммов силы, а также пневмогидравлическая тормозная система.
Так стоило ли ограничивать рост семьи в 1964 году? Как объяснить эту недальновидность? Однако это не была единичная судебная ошибка. Подход Хрущева к территориальному управлению в целом оказался неработоспособным. Настало время знаменитых реформ Косыгина. Все автомобильные заводы страны подчинены Министерству автомобильной промышленности, которое возглавляет Алексей Михайлович Тарасов. Государственный совет по науке и технике возглавил Ерман Михайлович Гвишаный, зять Председателя Совета Министров СССР Косыгина. Разработаны планы по созданию с участием иностранных партнеров мощной автомобильной производственной базы. Кременчуг обошёл «золотой век» советского автопрома.
Приемочные испытания КраЗ-250 завершатся в 1968 году. Но производство началось только в 1978 году. Производство самосвалов КрАЗ-251 вообще не начнётся - до последнего момента завод будет выжимать соки из КрАЗ-256Б (так удалось добиться себестоимости 3,85 копейки за тонно-километр). Поэтому новое поколение самосвалов поступит в производство позже, и по отраслевому стандарту Не 025 270-66 оно было переименовано в КрАЗ-6505.
К 1991 году количество вариантов в теме Discovery достигло 30. Кульминацией проекта стала седьмая опытная модель КрАЗ-7Э6316 (8х8) 1989 года, получившая название «Сибирь-Турбо» из-за камуфляжа. По инициативе генерального директора «АвтоКрАЗа» Сергея Васильевича Сазонова в 2002 году на свет появился уникальный автомобиль, который теперь становится частью заводской коллекции.
Задержка произошла из-за принципиального несоответствия планов завода и цеха. Еще в 1967 году завод спроектировал новую просторную цельнометаллическую кабину. Для его производства требуется комплектное штамповочное оборудование. Завод не может производить самостоятельно. Но всего через пять лет, в 1972 году, Минавтопром издал приказ «О содействии Кременчугскому автомобильному заводу имени 50-летия образования Украины в обеспечении штамповочным оборудованием и технологической оснасткой для производства металлических кабин автомобилей КрАЗ». - 250 автомобилей. «Заказ отправлен производственным объединениям «АвтоГАЗ» и «МосАвтоЗИЛ». Им необходимо изготовить 250 пресс-форм, из них 120 крупногабаритных, а также 407 единиц сборочно-сварочного оборудования.
Приказ не будет выполнен раньше срока – первого квартала 1974 года! Они не смогли завершить его к перенесенному сроку (1977 г.). Все упомянули, что заняты собственными проектами. В результате кабины первой промышленной партии в 250 машин в 1976 году были изготовлены по модифицированной технологии – ведь министерство установило и дату производства машин того же заказа!
Думаю, если бы заводы размещали свои заказы на марки и платили напрямую ГАЗу или ЗИЛу, они нашли бы возможность «продвинуть» собственные проекты ради выгодных внешних подрядчиков. Поэтому основное пресс-форму производит ГАЗ. Алюминиевый квадрат доставили в Горький, а шаблоны и мастер-модели изготовили на месте, перенимая опыт. ЗИЛ изготавливает комплект штампов на капоты с хвостовиком, АвтоВАЗ - штампы выхлопа на верхнюю панель капота, АвтоЗАЗ - штампы на усиление капота. Эту дисперсию нельзя назвать оправданной, поскольку каждое предприятие, несмотря на одинаковые стандарты, в некоторых аспектах работает по-разному. Но это система Минавтопрома, и в ней все существуют.
Сроки разработки новой народнохозяйственной техники (и военной техники, поскольку КрАЗ-260А находится в серийном производстве с 1979 года практически до колен) были катастрофически сорваны. Проект расширения и реконструкции предприятия, утвержденный институтом Гипротракторосельхозмаша в Харькове в 1977 году, до сих пор не завершен: в январе 1984 года построен пешеходный мост (те!), двухпролетные кабины штамповочного цеха (те !), а также необходимо построить Высотный механизированный склад и провести полную реконструкцию главного корпуса с установкой комплекса сооружений для покраски кабин и . Рамы и кузова для создания мощностей по производству новых рам и кузовов автомобилей.
Полноприводный самосвал КрАЗ-650321. Впервые он был представлен на выставке МИМС-93 на ВДНХ в Москве как модель 2Э650321, с экспериментальной площадкой объемом 12 м3 и кабиной с высокими потолками и прямоугольными фарами.
Удивительно, но в то же время производственное объединение «АвтоКрАЗ» вышло на запланированный выпуск автомобилей 11-й пятилетки (30 000 штук). Хотя на заседании комитета по науке и технологиям Минавтопрома Барановский, один из ведущих технических специалистов отрасли, заместитель директора НИИТавтопрома, недовольно пробормотал:
- План на 30 000 требует 15 000 рабочих, а у вас их 17 500!
Ему ответили:
— По проекту нам не хватает 25 автоматических линий!
Юрий Викторович оперирует данными конца 1970-х годов. В 1980 году число сотрудников компании превысило 18 000 и продолжает увеличиваться. Какой вывод? Завод достиг поставленных целей, но производственное оборудование у него отсталое, а производительность труда крайне низкая!
Более того, в 1982 году главный конструктор КрАЗа Владимир Владимирович Таболин даже защитил докторскую диссертацию по конструкции нового самосвала КрАЗ-6505. Речь идет об экономическом эффекте: экономия 7 065 500 руб. Производит 13 000 автомобилей в год.
Удивительно, но при этом завод все еще мечтает о проекте внедорожника. К тому времени эпоха «больших денег» в автопроме закончилась (Кременчугский автозавод ее с радостью пропустил). Поэтому автозавод искал заказчиков для своих проектов повсюду: в Мингазпроме СССР, в Министерстве лесной и деревообрабатывающей промышленности и даже.. в химическом заводе имени Сахи. 50-летие образования Советской Украины. Их «объединили» в Кременцуге по деловому соглашению с институтом НАМИ, заказчиками выступили Минлесхоз и Древпром. Прототип КрАЗ-6434, результат работы с 1974 по 1978 год, представлял собой сочлененный лесовоз с колесной формулой 8х8, полной массой 36 тонн, оснащенный силовым агрегатом ЯМЗ-8421 мощностью 420 л.с и. От тягача-транспортера МАЗ-7310 он отличается топливной экономичностью, хорошим ресурсом эксплуатации и пригодностью для эксплуатации на дорогах общего пользования (допускаемая габаритная ширина 2500 мм). В лесном массиве трактор с разобранным прицепом 4‑Р-28 (полная масса автопоезда — 72 тонны) может передвигаться с арочными шинами Я-750 размером 1300‑186 или даже пневмокатком размером 48х31.00.20, на дорогах общего пользования автопоезда переустанавливались на широкопрофильные шины КЯФ-33 размером 1350х550-533.
Продолжая выпускать старые самосвалы с фанерными кабинами, КрАЗ выступал и в качестве своеобразного экспериментального производства, проводя смелые эксперименты. Например, в рамках одной и той же темы Discovery можно создать идентичные автомобили 8х8, только один со сплошной рамой, а другой с шарнирно-сочлененной рамой. Чисто экспериментальная деятельность! Кого он возьмет? Кстати, примерно в то же время или чуть раньше по аналогичному пути пошли конструкторы американской компании Oshkosh, честь которых, видимо, не давала спокойно спать жителям Кременчуга. В целом вывод один: отказаться от шарнирно-сочлененной конструкции. А ведь сколько авторских свидетельств выдано инженерам за этот период!
Масштабы «открытия» этой чисто военной темы превзошли все предыдущие работы Минавтопрома. Это даже скрывает создание семьи Кхама. В рамках «Открытия» были изготовлены автомобили грузоподъемностью 10-18 тонн с колесными формулами 6х6, 8х8 и 10х10 (активные автопоезда). Глубокая унификация объединяет их с автомобилями народного хозяйства, как полноприводными, так и с колесной формулой 6х4 и 8х4. Но для самых радикальных автомобилей, когда-либо построенных с учетом темы Discovery, дизайнеры шутят, что единственное, что объединяет их с народнохозяйственным Kratz, — это воздух в шинах. Похоже, это все! Еще немного, есть еще.. прорыв на народнохозяйственном фронте. После настойчивых уговоров клиентов альянса и «Автоэкспорта» КрАЗ впервые запустил в производство полноприводный самосвал. Все эти работы были выполнены в рамках «двенадцатой пятилетки», а производство может быть введено в эксплуатацию после 1990 года в рамках «13-й пятилетки.
КраЗ-Н12.2 имеет полную массу 21 тонну и оснащен двигателем ЯМЗ-536 мощностью 312 лошадиных сил и и собственная каркасно-щитовая кабина, созданная в 2006 году по проекту «Рамка». Дизайн разработан под руководством руководителя Бюро искусств и дизайна Александра Черепанова. Однако чаще Kraza с плоским верхом представляют собой такси, поставляемые MAN, Renault или даже Shaanxi Automobile. КрАЗ претендует на звание чемпиона по использованию разных такси. Однако в большую серию вошли только две модели: деревометаллическая (рекордная, с 1958 по 1993 годы) и цельнометаллическая «260».
13 – несчастливое число. 8 декабря 1991 года на правительственной охотничьей даче «Вискулы» в Беловежской пуще главы государств и высшие должностные лица Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств». ". Советский Союз прекратил свое существование, и большинство крупных проектов, финансируемых централизованно, закрылись.
Все автозаводы бывшего СССР переживали трудные времена. В Кременчуге производство автомобилей сократилось с 25 094 единиц в 1991 году до 816 единиц в 1999 году. Резкий (двукратный) спад произошел в 1993-1994 годах, главным образом, из-за прекращения деятельности Объединенных вооруженных сил СНГ. Отныне каждая из бывших республик Альянса сама выбирала себе оборудование, и Крац, производивший около половины продукции для «крупных заказчиков», почувствовал это на собственном опыте. Вот тут-то и сказался задел нереализованных проектов советского периода вкупе с энтузиазмом заводчан во главе с директором Сергеем Васильевичем Сазоновым. Помогало и то (как признавался Сергей Васильевич), что почти у каждого рабочего был свой огород, пусть и небольшой. Полтавская область, благодатная земля! Мы прокормили себя и не сбежали с завода.
В 2011 году я пришел на Кременчугский автозавод вместе с киностудией «Русские Крылья». Мы снимаем очередную серию замечательного киносериала «Машины на Советской земле: Есть некоторые басни». Энтузиазм кременчан, полных желания сделать свои заводы лучше, невольно передался и нам. Хотя когда-то этот завод выпускал 30 000 грузовиков в год, сейчас он производит всего 2-3 000 грузовиков! «Пора покататься на КраЗе!» — пошутил я. Действительно, каждая машина была практически вылизана. Однако, когда писали эпизод с выездом грузовика из мастерской, половина освещения автомобиля не работала!
Но изменения очевидны. Холдинг «АвтоКрАЗ» обзавелся собственным испытательным полигоном, наладил систему сбыта и по настоянию директора отреставрировал исторические КрАЗ-222Б «Днепр», КрАЗ-214, «лаптежник» КрАЗ-255Б и даже «Днепр» «Один из транспортные средства на борту. Тема Discovery» строго соответствует технической документации КрАЗ-7Э6316 «Сибирь». О его истории он издал замечательные книги! Их я тоже использовал в этой статье.
Поездка оставила неизгладимое впечатление. Хотя отголоски грозы уже можно уловить в это время. Минобороны РФ аннулировало заказ на шасси для ПВО и инженерных войск. Сам КрАЗ заявил о намерении отказаться от российских комплектующих. В преимущественно русскоязычном или суржикоязычном городе иногда можно услышать дискуссии о величии украинской нации. Мы видим, к чему это ведет. Никто не может сказать, куда это нас приведет.
источник
Автомобильная техника Изобретения История автомобилей Запчасти для двигателей Грузовики Квадроциклы Сделано в СССР Все, что вы хотите знать о ретро-автомобилях Модификации Kratz Длинный пост 12Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От «лаптежника» до «Сибири»: почему украинский КрАЗ упустил свой шанс.
Свежие комментарии