Этот завод оставил прочный след в истории советской промышленности. На мощностях Кременчугского автомобильного завода были построены сотни тысяч грузовых машин, которые выполняли свои задачи в десятках странах мира. Сейчас встретить хорошо сохранившийся экземпляр "КраАЗа" практически невозможно. Однако предприятие продолжает существовать, но сталкивается с целым рядом серьёзных проблем.
Предприятие берёт свой начало в послевоенный период, когда в Кременчуге решили построить мостостроительный завод. За 10 лет существования на его мощностях были произведены комплектующие для порядка 600 мостов. Завод сыграл важную роль в развитии инфраструктуры, после чего необходимость в его изначальной спецификации отпала.
В середине 50-годов предприятие в Кременчуге перепрофилировали под производство сельскохозяйственной техники. Буквально за два года рабочие собрали около 20 000 единиц машин, предназначенных для различных задач. Активное развитие автопарка страны вынудило руководство ещё раз поменять специализацию предприятия, теперь под крупнотоннажные грузовые машины. В Кременчуг направили несколько сотен сотрудников для быстрого роста мощностей.
За несколько лет инженеры разработали сразу несколько серийных моделей автомобилей, а уже в начале 60-х годов их стали экспортировать в десятки стран мира. Массивные машины с высокой грузоподъёмностью нашли применения в различных климатических условиях. Их активно использовали в строительстве, военной сфере, добыче ископаемых и иных отраслях.
Самый яркий отпечаток в истории "КрАЗа" оставила модель 257, которая выпускалась на протяжении 30 лет. Серийный выпуск модели закончился лишь в 1995 году. Автомобиль имел несколько модификаций, но широкую известность получил за счёт работы на Крайнем Севере. Подготовленные грузовики выдерживали экстремальные температуры и имели отличную проходимость.
На базе "КрАЗ"-257 был даже построен автомобиль-мотовоз, который мог заменять тепловоз для движения массивных составов по рельсам. Всего за советскую эпоху предприятие было выпущено девять полноценных моделей грузовиков, а количество их различных модификаций исчисляется сотнями.
Как и многие другие отечественные предприятия, "КрАЗ" столкнулся с проблемами после перестройки. В начале девяностых заводу удавалось сохранять внушительные объёмы производства, но негативная тенденция была очевидной. Если в 1988 году предприятие выпустило почти 29800 экземпляров машин, то через шесть лет показатель уменьшился до 11120.
Причина падения объёмов производства заключалась в морально устаревшей технике и засилии иностранных грузовиков на рынке. Сохранившиеся советские разработки позволили выпустить три новых модели в середине девяностых годов, но и это не дало значительного результата. В 1999 году объём производства машин на "КрАЗе" составил меньше тысячи экземпляров в год.
В истории завода в Кременчуге наступило смутное время с попытками остаться на плову. Стали заключаться контракты с иностранными партнёрами, которые не дали значительного результата. Спасительным кругом от полного закрытия предприятия стал оборонзаказ. Шасси "КрАЗа" стали использоваться для выпуска военной техники.
В десятых годах предприятие выпустило ряд новых гражданских моделей грузовиков, но значительного успеха это не принесло. Например, самосвал "КрАЗ"-5401С2 не смог обеспечить достойную конкуренцию западной технике. Многие предприниматели отдавали предпочтение проверенным и высокотехнологичным решениям, нежели отечественной недорогой продукции, а во внешнем облике модели хорошо прослеживаются черты MAN.
Кризисным для завода стал 2020 год, за 9 месяцев которого продали лишь 29 экземпляров машин. СМИ стали сообщать о банкротстве компании, но официального решения по этому вопросу пока нет. Так выглядит проходная предприятия:
Несмотря на наличие относительно современных моделей в линейке, сейчас "КрАЗ" близок к банкротству, нежели к началу развития. Не исключено, что уже в ближайшее время некогда один из крупнейших производителей грузовых автомобилей в СССР полностью прекратит своё существование.
Свежие комментарии