Все в нашей стране знают автомобиль «Волга» ГАЗ-21. Она легенда, икона и даже икона моды. Но есть и менее известная, но не менее интересная «Волга» ГАЗ-22.
![](https://r3.mt.ru/r22/photo3C0F/20078927894-0/jpg/bp.jpeg)
ГАЗ-22 отнюдь не был первым советским универсалом. Этот автомобиль на базе седана появился в модельном ряду «Москва» еще в 1956 году — это была «Москва 423.
![](https://r2.mt.ru/r22/photo9A56/20302000743-0/jpg/bp.jpeg)
У Горьковского автозавода в то время были другие приоритеты, но к концу 1950-х годов они были готовы расширить модельный ряд АвтоВАЗа. Одновременно было построено три прототипа — универсал ГАЗ-22, грузовой фургон и машина скорой помощи на базе универсала.
![](https://r3.mt.ru/r22/photo5D99/20525073592-0/jpg/bp.jpeg)
ГАЗ-22, фургон
Более того, если бы универсал и медицинский переоборудованный ГАЗ-22 пошли в производство, фургон так и остался бы лишь прототипом, хотя в СМИ тех лет его уже называли «предсерийным» автомобилем.
![](https://r1.mt.ru/r22/photoD160/20748146441-0/jpg/bp.jpeg)
В итоге фургон решили не запускать в производство — изготовление для него отдельных штамповок кузовных панелей посчитали слишком затратным и нецелесообразным, поскольку спрос на базовый седан «Волга» и так многократно превышал предложение.
Особенности конструкции и дизайна
Изюминкой ГАЗ-22, конечно же, является его огромный багажник, объем которого, согласно паспорту, составляет до двух кубометров! И хотя объем зарезервирован, он достиг своего предела. Грузоподъемность фургона составляет до 400 кг.
![](https://r3.mt.ru/r22/photo049C/20971219290-0/jpg/bp.jpeg)
Запасное колесо ГАЗ-22 расположено в нише под полом багажника. Да, это не очень удобно — приходится выгружать весь багаж, чтобы добраться до запасного колеса. Эта проблема была решена на следующем поколении универсала — ГАЗ-24-02.
![](https://r1.mt.ru/r22/photo89E4/20194292139-0/jpg/bp.jpeg)
Еще одним важным преимуществом ГАЗ-22 перед более поздними универсалами «Волга» являются его функциональные, удобные задние сиденья, которые почти так же удобны, как и передние.
В отличие от простых складных сидений в модели 24-02, вы можете с комфортом сидеть сзади во время длительных поездок. При необходимости спинки можно сложить, образовав ровную и просторную грузовую площадку.
![](https://r3.mt.ru/r22/photoC732/20417364988-0/jpg/bp.jpeg)
Кстати, существует мнение, что изначально ГАЗ-22 был только пятиместным, а семиместная версия появилась только на более поздней модели 24-02. Это не так — некоторые модели «Волги» 22-го поколения также поставляются с завода с третьим рядом сидений.
Действительно, эти автомобили производились только на экспорт, в основном в Финляндию. Практичный финский универсал вмещает не 7, а 8 человек и называется «Волга-автомобиль выходного дня», поскольку передние сиденья также цельные, так что при необходимости в него могут втиснуться 3 человека.
![](https://r3.mt.ru/r22/photoBD81/20640437837-0/jpg/bp.jpeg)
В остальном салон ГАЗ-22 практически идентичен седану ГАЗ-21 — та же элегантная приборная панель в стиле Ford середины 50-х годов со спидометром по центру и часами справа.
![](https://r2.mt.ru/r22/photo6F52/20863510686-0/jpg/bp.jpeg)
Однако в некоторых вагонах нет радио. Причем дело было не только в общей нехватке этих аппаратов в СССР — некоторые из них22 были экспортными вариантами, в принципе, без установленной «музыки», поскольку в странах-импортерах ее все равно заменяла местная музыка.
![](https://r.mt.ru/r22/photoDD6A/20086583535-0/jpg/bp.jpeg)
Но в любом случае рычаг переключения передач у ГАЗ-22 расположен на рулевой колонке, как и у базового седана. Стоит отметить, что в очень редких праворульных модификациях 21-й и 22-й «Волги» рычаг переключения передач уже располагался на полу из соображений единообразия.
![](https://r1.mt.ru/r22/photo63DE/20309656384-0/jpg/bp.jpeg)
Еще одной интересной особенностью всех автомобилей «Волга», в том числе и ГАЗ-22, является наличие специального рычага для управления антенной. С его помощью антенну можно элегантно поднять или опустить, не выходя из автомобиля.
![](https://r3.mt.ru/r22/photo9EDB/20532729233-0/jpg/bp.jpeg)
Под капотом ГАЗ-22 находился старый «долгожитель» — верхнеклапанный двигатель от ГАЗ-21, получивший обозначение ЗМЗ-21. Рабочий объем двигателя составляет 2445 литров, а мощность — 75 л.с.
Почему говорят «долголетие»? Потому что этот силовой агрегат устанавливался в постоянно модернизированном виде на все поколения танков «Волга» вплоть до 90-х годов! Но все началось с ГАЗ-21 и ГАЗ-22, которые унаследовали двигатель.
![](https://r5.mt.ru/r22/photo7698/20755802082-0/jpg/bp.jpeg)
Экспортные универсалы, как и седаны, иногда оснащались более мощной версией этого двигателя, выдающей 80 и 85 лошадиных сил. - За счет увеличения степени сжатия. Однако эта машина почти не поставлялась в Советский Союз.
Однако мало кто об этом пожалел, поскольку обязательные двигатели требовали более качественного бензина с более высоким октановым числом, которого в лиге не хватало. Вот почему нам больше подходит версия мощностью 75 л.с. (которая может работать на 76-м или даже 72-м октановом бензине.
Максимальная скорость ГАЗ-21 — 130 км/ч. Из-за увеличенного веса ГАЗ-22 немного сложнее преодолевать подъемы, а его максимальная скорость составляет 120 км/ч. Динамика тоже довольно спокойная.
![](https://r3.mt.ru/r22/photo90D4/20978874931-0/jpg/bp.jpeg)
Но потрясающий крутящий момент двигателя и идеально подобранные передаточные числа трансмиссии отчасти компенсируют недостаток мощности. Он может мгновенно трогаться со второй передачи и уверенно разгоняться с 35 км/ч на третьей передаче.
Экспортные версии и комментарии зарубежных СМИ
Как и седан ГАЗ-21, ГАЗ-22 активно экспортировался во многие страны социалистического лагеря и даже капиталистические страны. Одним из таких рынков является рынок Великобритании.
Хотя туда отправилось всего несколько фургонов, британский журнал Automobile разыскал владельца ГАЗ-22 и провел с ним подробное интервью, приложив фотографии и схемы.
![](https://r2.mt.ru/r22/photo7D23/20201947780-0/jpg/bp.jpeg)
Хозяином этого универсала оказался приземленный художник, который с удовольствием поделился своими впечатлениями от этой советской машины.
Конечно, британец отметил в своем обзоре, что у ГАЗ-22 слабая мощность, а тормоза «осторожные» и требуют более резкого нажатия на педаль газа. Рулевое управление также сильно отличается от рулевого управления легкового автомобиля — на низких скоростях поворот руля очень утомителен.
А расход топлива действительно довольно высокий, особенно по экономным британским меркам — около 13 литров на 100 километров. В целом, с точки зрения технологий, универсал выглядит несколько устаревшим по сравнению со своими европейскими конкурентами.
![](https://r1.mt.ru/r22/photo018D/20425020629-0/jpg/bp.jpeg)
Но что действительно впечатлило владельцев, так это огромный объем багажника, а также удивительно плавный ход и экономичная подвеска.
Художник даже утверждал, что специально выбирал самые плохие дороги, чтобы протестировать свой универсал — «Волга» везде ехала, как по ковру, и только особенно глубокие выбоины изредка заставляли пассажиров трястись.
Владельцы также отмечают удивительную прочность, простоту конструкции и неприхотливость ГАЗ-22. Наконец художник пришел к выводу — да, это очень особенная, необычная и неспешная машина. Но как рабочий в сельской глубинке он не имеет себе равных.
ГАЗ-22 в СССР — несбыточная мечта
ГАЗ-22 вскоре стал мечтой многих советских граждан. Но, к сожалению, купить такую машину очень сложно. Подавляющее большинство рабочих-неквалифицированных рабочих распределено по государственным учреждениям, санаториям, некоторым «конторам» и научно-исследовательским институтам.
![](https://r.mt.ru/r22/photo1BA2/20648093478-0/jpg/bp.jpeg)
Такие автомобили редко попадают в частные руки и, как правило, находятся в очень ветхом состоянии. Покупка подержанного универсала считается очень успешным бизнесом.
Среди тех, кому посчастливилось стать обладателем ГАЗ-22, было много знаменитостей того времени. Например, одним из владельцев этого универсала был легендарный актер и цирковой режиссер Юрий Никулин.
![](https://r2.mt.ru/r22/photo8EDE/20871166327-0/jpg/bp.jpeg)
Даже в начале 1980-х годов, когда уже выпускалось следующее поколение универсалов, такой автомобиль все еще оставался настоящей мечтой. Но люди все еще ищут 22-ю «Волгу», хотя она уже изношена.
С 1962 по 1970 год Горьковский автомобильный завод выпустил более 22 тысяч универсалов ГАЗ-22. На базе также имеется около 3000 машин скорой помощи.
![](https://r2.mt.ru/r22/photo0D9D/20094239176-0/jpg/bp.jpeg)
Даже с учетом спецвыпусков и экспорта это весьма скромный тираж по меркам отечественного автопрома. Вот почему оригинальный, хорошо сохранившийся 22-калиберный пистолет сегодня так редок и ценен для коллекционеров. Увидеть такой автомобиль на улице — в новинку.
проходить
Советский Союз Все, что вы хотели знать Образование Ретро автомобили История автомобилей Технологии Сделано в Америке Lyon Dex Zen (ссылка) Long Post Cars Gaz-22 Волга Конструкция Дизайн Обзор Универсал 8Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автомобиль ГАЗ-22 Волга универсал.
Свежие комментарии