Ведь помимо известных гигантов отрасли, в Советском Союзе были сотни мелких предприятий, которые производили (или пытались производить) всевозможные автомобили: легковые, грузовые, автобусы..Кроме того, такие заводы разбросаны по всей стране, в том числе и в союзных республиках. Давайте еще раз оглянемся на основные моменты из истории «дальнего» автомобилестроения.
Начнем с Латвии.Балтика, номер один
В 1947 году в Ригу приехал инженер, брат знаменитого летчика Всеволода Бахчиванджи... В его кармане было письмо с просьбой к рижанам о помощи. Никто не подписывал, кроме Сталина! Необходимо было разработать малолитражку Volkswagen и запустить производство в латвийской столице.
Выбор места был логичен. Рига – одна из колыбелей отечественного автопрома, и, пожалуй, самая благоустроенная. Именно здесь производился самый популярный в дореволюционной России автомобиль «Руссо-Балт», не говоря уже о небольшом заводе «Летна.
До войны в независимой Латвии производили легковые и грузовые автомобили Ford и строили собственные кабины для импортированных из Советского Союза шасси ЗИС-5. В целом, эта маленькая страна имеет богатый автомобильный опыт.
В Риге был создан экспериментальный завод REF, позже названный REAF. Информации об этой истории очень мало. Однако достоверно известно то, что в 1950 году появились два прототипа с открытым и закрытым кузовом и двухцилиндровыми двигателями.
Машины везли из Москвы в Намибию, где либо там, либо на обратном пути одна сломалась. Но эти чудовищные прототипы, наспех изготовленные «на коленках», не вызвали радости у столичных экспертов. Это конец. От этого амбициозного, но столь же наивного проекта остался лишь чудом сохранившийся кузов одной из машин и несколько фотографий.
Нижегородское с латышским
Еще более перспективным оказалось решение о выпуске автобусов, в которых после войны остро нуждались все советские республики. Для этой цели они выбрали цех во второй автомастерской. Первый РАРЗ-651 1950 года, как и многие другие автобусы, выпускаемые во всем альянсе, представлял собой стандартную конструкцию ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51.
За тридцать лет такие машины выпускали десяток заводов Советского Союза. Их главное отличие – это кузовные детали.
Но оригинальный 22-местный плоскоголовый кузов латвийские мастера спроектировали еще в 1954 году. Как это было принято в то время, он был сделан из дерева и металла – деревянный каркас, обтянутый стальными пластинами. Эта машина по-прежнему использовала то же шасси ГАЗ-51 и была оснащена 6-цилиндровым двигателем мощностью 70 л.с., что делало ее первым самолетом Королевских ВВС. РАФ-251 поступил в производство в 1955 году.
Помимо двухдверных версий для местных маршрутов, они также производят однодверные служебные автобусы и даже фургоны и пикапы своих пассажирских и грузовых такси.
В 1959 году, когда завод уже активно занимался небольшими легковыми автомобилями, производство модернизированного РАФ-251 (названного РАФ-976) было передано на Рижский АРЗ №1. В 1966 году там уже выпускали более стильную версию 976М,а главное цельнометаллический кузов, хоть и все на том же шасси Гольджи.
Кстати, история этого авторемонтного цеха также связана с производством легковых пикапов на базе ГАЗ-М20 Победа и более поздних моделей «Волга» ГАЗ-21 и ГАЗ-24. В нескольких городах Советского Союза, в том числе и в Риге, выпускались подобные седаны, готовые к эксплуатации еще до капитального ремонта.
Первый «микро»
Вернемся на улицу Дентес, в 1957 году, ко Всемирному дню молодежи и студентов, в Москве под руководством главного конструктора Королевских ВВС Л. Клеге был создан первый советский малый легковой автомобиль РАФ-10. Индекс указывает на количество мест, эти агрегаты использовались на ГАЗ-М20 и позже на ГАЗ-21В.
Уже в 1958 году завод приступил к выпуску улучшенного РАФ-977, а также выпускал укороченный вариант РАФ-8, получивший название «Спридитис» (в честь сказочного путешествия латвийского мальчика в поисках счастья). Эти машины, получившие обозначение РАФ-978, выпускались небольшими партиями, что делало массовое производство нецелесообразным.
12-местный РАФ-977 «Латвия», оснащенный двигателем ГАЗ-21 мощностью 70 л.с и другими двигателями «Волги», был модернизирован в 1960 году (в частности, усилен корпус) и построен под № 977Б. За исключением УАЗа, прямого аналога которого не было, «Рафики» стали единственным продуктом такого рода в СССР.
На этой основе были построены большие микроавтобусы и машины скорой помощи, а также автопоезда для аэропортов и парков. Построили даже 302 туристических микроавтобуса РАФ-977Э с меньшим количеством мест и сдвижной крышей. Они также разработали универсал 977К, который ВВС Великобритании не могли производить. Производство переносится на новый завод в Ереване.
С 1966 года вновь выпускался модернизированный РАФ-977ДМ. Но руководство завода, главным образом директор И.И. Поздняк и главный инженер Р.А. Баллод-Наградов, хотели большего. Ведь предприятия, использующие ручные конвейеры (где кузова при сборке передвигаются на тележках по рельсам), менее мощные, а машины уже морально устарели, как бы их ни модернизировали.
Обратите внимание: Водители с какими именами чаще всего попадают в ДТП.
Чтобы убедить московские власти в необходимости строительства нового завода, они решили построить перспективный автомобиль.Они сделали нечто необычное: две группы, Мейзис и Эйсерт, независимо друг от друга разработали две модели. В 1965 году появился Harmony RAF-982 с полукапотной компоновкой. Интересно, что на одном из прототипов было выгравировано бог знает откуда слово «Циклон», поэтому на заводе машина сразу получила прозвище «Суслик».
Вторая версия РАФ-982 появилась только в 1968 году, но выглядела футуристично. Первый прототип был оснащен двигателем «Москвич-412», который, кстати, имел почти такую же мощность, как двигатель «Газа» (75 л.с.). Но затем вернулись к последнему.
В 1969 году этот концепт получил обозначение РАФ-2203, для чего начали строить завод в Елгаве, который был запущен в 1976 году, и конечно же, его еще называли 25-м съездом Коммунистической партии Советского Союза. Производство автомобилей RAF увеличилось примерно в пять раз.
На базе РАФ-2203 с 95-сильным двигателем объемом 2,5 литра по-прежнему строились микроавтобусы и фельдшеры. К Олимпиаде 1980 года было построено около шести специальных машин. Особенно судейство и гонки на велосипедах, в том числе на электромобилях. Кстати, заводы начали их производить еще в середине 1970-х годов.
Большинство электромобилей оснащены моторами мощностью 22 киловатт. Финская компания Tamro была первой, кто произвел столь необходимые для Советского Союза высокофюзеляжные автомобили интенсивной терапии RAF. Позже подобные конструкции были освоены в Риге.
Отдельным событием в истории латвийского автомобилестроения являются санитарные универсалы ГАЗ-13С и ГАЗ-РАФ-3902 на базе ГАЗ-13 и ГАЗ-14 Чайка. Все они производились в одном и том же РАФ по заказу Четвертого главного управления Минздрава СССР, которое обслуживало высокопоставленных партийных и государственных чиновников.
В Риге седан преобразовали в универсал, изготовив крышу, задние двери и некоторые другие детали. Мощность двигателя составляла 195 л.с., позже 220 л.с. Остальное оборудование осталось без изменений. Таких машин построили всего несколько штук: за весь период их выпустили едва ли больше четырех десятков.
Большие надежды и трагический финал
Главным и весьма существенным недостатком РАФ были волговские части. Двигатель хорош, но ни подвеска, ни тормоза не справляются с задачей тяжелого 12-местного автомобиля. Конечно, в РАФ это понимают. Поэтому придумали РАФ-22038, который помимо обновленного кузова и салона должен был иметь новое шасси и тормоза. Оригинальная система подвески была разработана сотрудником НАМИ В.А. Мироновым. Направляющие аппараты состояли из двух труб, одна из которых была установлена внутри другой.
На заводе конструкцию сразу прозвали Макмироном. Передние тормоза выполнены дисковыми с парой суппортов «Нива» на каждом колесе. Такие машины прошли испытания. При этом мы пробовали разные двигатели. Помимо базового 100-сильного двигателя, микроавтобус оснащался дизелями ЗМЗ-406, Peugeot и Andoria и даже двухсекционным роторным двигателем ВАЗ. К сожалению, РАФ-22038-02 поступил в производство без новой подвески и тормозов.
Вскоре в 1990-е годы РАФ, как и другие советские заводы, лихорадочно искал пути существенного усовершенствования РАФ-22038-02. Например, бортовые грузовики с двух- и четырехместной кабиной, автомагазины, бронированные «кассовые грузовики».
Надежда еще была... Построили прототип РАФ-М1 "Роксана" с передней подвеской типа МакФерсон и кузовом работы конструктора В. Васильева, который выиграл конкурс, инициированный Боссертом, директор Рижского завода В объявил через газету «Комсомольская правда» («Перестройка» и «Открытие» начались особенно широко по стране). Затем построили переднеприводный прототип М-2 «Стиллз». Но в лихие 1990-е хозяевам власти и денег все это уже не важно...
Сегодня интерес коллекционеров привлекают не только поистине уникальные «Чайки», но и, казалось бы, посредственные РАФы. Рижский микроавтобус был приобретен, отреставрирован и с гордостью представлен публике. Более того, это происходит в разных частях бывшего Советского Союза, в том числе и в Латвии. Но есть вещи, которые нас всегда будут объединять, например, любовь к старым машинам...
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Вспоминаем историю: какими были автомобили в Латвии во времена СССР.
Свежие комментарии