На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоверсты

11 263 подписчика

Свежие комментарии

  • Maxim
    Снять с консервации старенькие БРДМ, покрасить белым, полоску Росгвардии на борту, ехать тихонько в правой полосе, кт...В эти выходные ус...
  • Ксюша Кирьязис
    Повторяемость событий наводит на мысль....ДТП С ПОЕЗДОМ В П...
  • зуфар юсупов
    Все для южан мигрантов. Теперь и не найдешь, кто и на чем из них8 июля 2024 года ...

Вспоминаем историю: какими были автомобили в Латвии во времена СССР

Ведь помимо известных гигантов отрасли, в Советском Союзе были сотни мелких предприятий, которые производили (или пытались производить) всевозможные автомобили: легковые, грузовые, автобусы..Кроме того, такие заводы разбросаны по всей стране, в том числе и в союзных республиках. Давайте еще раз оглянемся на основные моменты из истории «дальнего» автомобилестроения.

Начнем с Латвии.

Балтика, номер один

В 1947 году в Ригу приехал инженер, брат знаменитого летчика Всеволода Бахчиванджи... В его кармане было письмо с просьбой к рижанам о помощи. Никто не подписывал, кроме Сталина! Необходимо было разработать малолитражку Volkswagen и запустить производство в латвийской столице.

Выбор места был логичен. Рига – одна из колыбелей отечественного автопрома, и, пожалуй, самая благоустроенная. Именно здесь производился самый популярный в дореволюционной России автомобиль «Руссо-Балт», не говоря уже о небольшом заводе «Летна.

До войны в независимой Латвии производили легковые и грузовые автомобили Ford и строили собственные кабины для импортированных из Советского Союза шасси ЗИС-5. В целом, эта маленькая страна имеет богатый автомобильный опыт.

В Риге был создан экспериментальный завод REF, позже названный REAF. Информации об этой истории очень мало. Однако достоверно известно то, что в 1950 году появились два прототипа с открытым и закрытым кузовом и двухцилиндровыми двигателями.

Машины везли из Москвы в Намибию, где либо там, либо на обратном пути одна сломалась. Но эти чудовищные прототипы, наспех изготовленные «на коленках», не вызвали радости у столичных экспертов. Это конец. От этого амбициозного, но столь же наивного проекта остался лишь чудом сохранившийся кузов одной из машин и несколько фотографий.

Нижегородское с латышским

Еще более перспективным оказалось решение о выпуске автобусов, в которых после войны остро нуждались все советские республики. Для этой цели они выбрали цех во второй автомастерской. Первый РАРЗ-651 1950 года, как и многие другие автобусы, выпускаемые во всем альянсе, представлял собой стандартную конструкцию ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51.

За тридцать лет такие машины выпускали десяток заводов Советского Союза. Их главное отличие – это кузовные детали.

Но оригинальный 22-местный плоскоголовый кузов латвийские мастера спроектировали еще в 1954 году. Как это было принято в то время, он был сделан из дерева и металла – деревянный каркас, обтянутый стальными пластинами. Эта машина по-прежнему использовала то же шасси ГАЗ-51 и была оснащена 6-цилиндровым двигателем мощностью 70 л.с., что делало ее первым самолетом Королевских ВВС. РАФ-251 поступил в производство в 1955 году.

Помимо двухдверных версий для местных маршрутов, они также производят однодверные служебные автобусы и даже фургоны и пикапы своих пассажирских и грузовых такси.

В 1959 году, когда завод уже активно занимался небольшими легковыми автомобилями, производство модернизированного РАФ-251 (названного РАФ-976) было передано на Рижский АРЗ №1. В 1966 году там уже выпускали более стильную версию 976М,а главное цельнометаллический кузов, хоть и все на том же шасси Гольджи.

Кстати, история этого авторемонтного цеха также связана с производством легковых пикапов на базе ГАЗ-М20 Победа и более поздних моделей «Волга» ГАЗ-21 и ГАЗ-24. В нескольких городах Советского Союза, в том числе и в Риге, выпускались подобные седаны, готовые к эксплуатации еще до капитального ремонта.

Первый «микро»

Вернемся на улицу Дентес, в 1957 году, ко Всемирному дню молодежи и студентов, в Москве под руководством главного конструктора Королевских ВВС Л. Клеге был создан первый советский малый легковой автомобиль РАФ-10. Индекс указывает на количество мест, эти агрегаты использовались на ГАЗ-М20 и позже на ГАЗ-21В.

Уже в 1958 году завод приступил к выпуску улучшенного РАФ-977, а также выпускал укороченный вариант РАФ-8, получивший название «Спридитис» (в честь сказочного путешествия латвийского мальчика в поисках счастья). Эти машины, получившие обозначение РАФ-978, выпускались небольшими партиями, что делало массовое производство нецелесообразным.

12-местный РАФ-977 «Латвия», оснащенный двигателем ГАЗ-21 мощностью 70 л.с и другими двигателями «Волги», был модернизирован в 1960 году (в частности, усилен корпус) и построен под № 977Б. За исключением УАЗа, прямого аналога которого не было, «Рафики» стали единственным продуктом такого рода в СССР.

На этой основе были построены большие микроавтобусы и машины скорой помощи, а также автопоезда для аэропортов и парков. Построили даже 302 туристических микроавтобуса РАФ-977Э с меньшим количеством мест и сдвижной крышей. Они также разработали универсал 977К, который ВВС Великобритании не могли производить. Производство переносится на новый завод в Ереване.

С 1966 года вновь выпускался модернизированный РАФ-977ДМ. Но руководство завода, главным образом директор И.И. Поздняк и главный инженер Р.А. Баллод-Наградов, хотели большего. Ведь предприятия, использующие ручные конвейеры (где кузова при сборке передвигаются на тележках по рельсам), менее мощные, а машины уже морально устарели, как бы их ни модернизировали.

Обратите внимание: Водители с какими именами чаще всего попадают в ДТП.

Чтобы убедить московские власти в необходимости строительства нового завода, они решили построить перспективный автомобиль.

Они сделали нечто необычное: две группы, Мейзис и Эйсерт, независимо друг от друга разработали две модели. В 1965 году появился Harmony RAF-982 с полукапотной компоновкой. Интересно, что на одном из прототипов было выгравировано бог знает откуда слово «Циклон», поэтому на заводе машина сразу получила прозвище «Суслик».

Вторая версия РАФ-982 появилась только в 1968 году, но выглядела футуристично. Первый прототип был оснащен двигателем «Москвич-412», который, кстати, имел почти такую ​​же мощность, как двигатель «Газа» (75 л.с.). Но затем вернулись к последнему.

В 1969 году этот концепт получил обозначение РАФ-2203, для чего начали строить завод в Елгаве, который был запущен в 1976 году, и конечно же, его еще называли 25-м съездом Коммунистической партии Советского Союза. Производство автомобилей RAF увеличилось примерно в пять раз.

На базе РАФ-2203 с 95-сильным двигателем объемом 2,5 литра по-прежнему строились микроавтобусы и фельдшеры. К Олимпиаде 1980 года было построено около шести специальных машин. Особенно судейство и гонки на велосипедах, в том числе на электромобилях. Кстати, заводы начали их производить еще в середине 1970-х годов.

Большинство электромобилей оснащены моторами мощностью 22 киловатт. Финская компания Tamro была первой, кто произвел столь необходимые для Советского Союза высокофюзеляжные автомобили интенсивной терапии RAF. Позже подобные конструкции были освоены в Риге.

Отдельным событием в истории латвийского автомобилестроения являются санитарные универсалы ГАЗ-13С и ГАЗ-РАФ-3902 на базе ГАЗ-13 и ГАЗ-14 Чайка. Все они производились в одном и том же РАФ по заказу Четвертого главного управления Минздрава СССР, которое обслуживало высокопоставленных партийных и государственных чиновников.

В Риге седан преобразовали в универсал, изготовив крышу, задние двери и некоторые другие детали. Мощность двигателя составляла 195 л.с., позже 220 л.с. Остальное оборудование осталось без изменений. Таких машин построили всего несколько штук: за весь период их выпустили едва ли больше четырех десятков.

Большие надежды и трагический финал

Главным и весьма существенным недостатком РАФ были волговские части. Двигатель хорош, но ни подвеска, ни тормоза не справляются с задачей тяжелого 12-местного автомобиля. Конечно, в РАФ это понимают. Поэтому придумали РАФ-22038, который помимо обновленного кузова и салона должен был иметь новое шасси и тормоза. Оригинальная система подвески была разработана сотрудником НАМИ В.А. Мироновым. Направляющие аппараты состояли из двух труб, одна из которых была установлена ​​внутри другой.

На заводе конструкцию сразу прозвали Макмироном. Передние тормоза выполнены дисковыми с парой суппортов «Нива» на каждом колесе. Такие машины прошли испытания. При этом мы пробовали разные двигатели. Помимо базового 100-сильного двигателя, микроавтобус оснащался дизелями ЗМЗ-406, Peugeot и Andoria и даже двухсекционным роторным двигателем ВАЗ. К сожалению, РАФ-22038-02 поступил в производство без новой подвески и тормозов.

Вскоре в 1990-е годы РАФ, как и другие советские заводы, лихорадочно искал пути существенного усовершенствования РАФ-22038-02. Например, бортовые грузовики с двух- и четырехместной кабиной, автомагазины, бронированные «кассовые грузовики».

Надежда еще была... Построили прототип РАФ-М1 "Роксана" с передней подвеской типа МакФерсон и кузовом работы конструктора В. Васильева, который выиграл конкурс, инициированный Боссертом, директор Рижского завода В объявил через газету «Комсомольская правда» («Перестройка» и «Открытие» начались особенно широко по стране). Затем построили переднеприводный прототип М-2 «Стиллз». Но в лихие 1990-е хозяевам власти и денег все это уже не важно...

Сегодня интерес коллекционеров привлекают не только поистине уникальные «Чайки», но и, казалось бы, посредственные РАФы. Рижский микроавтобус был приобретен, отреставрирован и с гордостью представлен публике. Более того, это происходит в разных частях бывшего Советского Союза, в том числе и в Латвии. Но есть вещи, которые нас всегда будут объединять, например, любовь к старым машинам...

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Вспоминаем историю: какими были автомобили в Латвии во времена СССР.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх